Журнал: Социологический журнал
Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б.
Удовлетворенность трудом преподавателей организаций высшего образования: от ретроспективного анализа
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.5. EDN: MBBZVC
Рогозин Дмитрий Михайлович
Институт социологии ФНИСЦ РАН; РАНХиГС, Москва, Россия
Солодовникова Ольга Борисовна
РАНХиГС, Москва, Россия
Полный текст
Открыть текстСсылка при цитировании:
Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б. Удовлетворенность трудом преподавателей организаций высшего образования: от ретроспективного анализа // Социологический журнал. 2024. Том. 30. № 3. С. 98-123.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.5. EDN: MBBZVC
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.5. EDN: MBBZVC
Рубрика:
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДАВыражение признательности
Статья написана в рамках выполнения государственного задания на 2024 г. Авторы выражают признательность коллективу Центра «Институт социального анализа и прогнозирования» Президентской академии за поддержку и критическое обсуждение основных положений, выносимых на публичное рассмотрение.Аннотация:
Статья посвящена рецепции и переосмыслению концепции удовлетворенности трудом, разработанной советскими социологами в конце 1960-х гг. Подвергается критике общепринятый в настоящее время подход, выдвигающий в качестве основного фактора удовлетворенности трудом оплату труда (Н.В. Рудаков, 2021; О. Ротар, Б.У. Сармиенто, 2022). Другие подходы, рассматривающие более широкий набор факторов удовлетворенности (например, Е.В. Михалкина и др., 2020; Г.З. Ефимова, А.С. Латышев, 2023) остаются существенно несвободны от доминирующей финансово-прагматической рамки. На основе ретроспективного анализа авторами предлагается обновленная концепция удовлетворенности трудом. Она апробируется на фактическом материале многолетнего мониторингового исследования профессорско-преподавательского состава российских вузов, проводимого Президентской академией. Анализируются данные шестой волны этого мониторинга, реализованного авторами статьи. Опрос проводился с 18 апреля по 10 июня 2023 г. включительно посредством анкетирования в онлайн-среде, собрана 16 581 полная анкета. Совокупный доход семьи преподавателя и оплата его труда рассматриваются как значимые факторы общей удовлетворенности трудом, однако важнейшими концептуальными признаками удовлетворенности названы творческие возможности работы и содержание труда. Первый признак определяется набором операциональных определений, отражающих представления о мире и уверенность в собственной профессиональной позиции. Второй — представлениями о системе образования и наличием установки на свободу творчества.Литература:
- 1. Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью рабочих: традиционные и новые факторы // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 186-191. EDN: PZQKHV
- 2. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 72-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ
- 3. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом / Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым, 1988. — 99 c.
- 4. Козлова З.И., Файнбург З.И. Изменение характера труда и всестороннее развитие человека // Вопросы философии. 1963. № 3. С. 55-58.
- 5. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Дюжиков С.А. Удовлетворенность трудом в академической сфере // Terra Economicus. 2020. Т. 18. № 3. С. 160-181. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181 EDN: ARMOMM
- 6. Наумова Н.Ф. Два мира — два отношения к труду // Вопросы философии. 1963. № 1. С. 15-23.
- 7. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / Под ред. В.Н. Садовского, В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. —174 c.
- 8. Наумова Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. М.: Институт конкретных социальных исследований АН СССР, 1970. — 15 c.
- 9. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс: препринт. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований, 1982. — 65 c.
- 10. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Социальное развитие и общественные нравы: некоторые актуальные вопросы теории и практики. М.: Знание, 1984. — 64 c.
- 11. Рогозин Д.М. Дистанционное обучение в период пандемии COVID-19: Методология административного опроса преподавателей и студентов вузов. М.: Дело, 2021. — 295 c. EDN: VSNUSS
- 12. Рудаков В.Н. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов: информационный бюллетень. М.: Высшая школа экономики, 2021. — 36 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2592-0 EDN: ZAOPHP
- 13. Солодовникова О.Б., Малькова Е.Е. Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 4. С. 56-76. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.4.3 EDN: HOATOR
- 14. Таганов И.Н., Шкаратан О.И. Исследования социальных структур методом энтропийного анализа // Вопросы философии. 1969. № 5. С. 74-82.
- 15. Темницкий А.Л. Социокультурные факторы трудового поведения промышленных рабочих: 1990-е годы // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 76-93. EDN: PZQLIT
- 16. Темницкий А.Л. Коллективистские ориентации и практики трудового поведения // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 62—72. EDN: JUQDDD
- 17. Темницкий А.Л. Расширение функций и контекста современных исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 139-148. EDN: RDMAAR
- 18. Человек и его работа: социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967. — 392 c.
- 19. Bentley P.J., Coates H., Dobson I.R., et al. Academic Job Satisfaction from an International Comparative Perspective: Factors Associated with Satisfaction Across 12 Countries. Job Satisfaction Around the Academic World. Ed. by P.J. Bentley, H. Coates, I.R. Dobson, et al. N.-Y.: Springer, 2013. P. 239-262. DOI: 10.1007/978-94-007-5434-8_13
- 20. Blaese R., Noemi S., Brigitte L. Should I Stay, or Should I Go? Job Satisfaction as a Moderating Factor Between Outcome Expectations and Entrepreneurial Intention Among Academics. International Entrepreneurship and Management Journal. 2021. Vol. 17. P. 1357-1386. DOI: 10.1007/s11365-021-00744-8
- 21. Hagedorn L.S. Conceptualizing Faculty Job Satisfaction: Components, Theories, and Outcomes. New Directions for Institutional Research. 2000. Vol. 2000. No. 105. P. 5-20. DOI: 10.1002/ir.10501
- 22. Janib J., Mohd Rasdi R., Omar Z., et al. The Relationship between Workload and Performance of Research University Academics in Malaysia: The Mediating Effects of Career Commitment and Job Satisfaction. Asian Journal of University Education. 2021. Vol. 17. No. 2. P. 85-99. DOI: 10.24191/ajue.v17i2.13394
- 23. Lourdes Machado-Taylor de M., Soares V.M., Brites R., et al. Academic Job Satisfaction and Motivation: Findings from a Nationwide Study in Portuguese Higher Education. Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. No. 3. P. 541-559. DOI: 10.1080/03075079.2014.942265
- 24. Mustapha N. The Influence of Financial Reward on Job Satisfaction among Academic Staffs at Public Universities in Kelantan, Malaysia. International Journal of Business and Social Science. 2013. Vol. 4. No. 3. P. 244-248.
- 25. Oshagbemi T. Overall Job Satisfaction: How Good Are Single Versus MultipleItem Measures? Journal of Managerial Psychology. 1999. Vol. 14. No. 5-6. P. 388-403. DOI: 10.1108/02683949910277148
- 26. Paul E., Phua S. Lecturers' Job Satisfaction in a Public Tertiary Institution in Singapore: Ambivalent and Non-Ambivalent Relationships between Job Satisfaction and Demographic Variables. Journal of Higher Education Policy and Management. 2011. Vol. 33. No. 2. P. 141-151. DOI: 10.1080/1360080X.2011.550087
- 27. Rotar O., Sarmiento B.E. Determinants of academic job satisfaction: findings from Russia. XXIII Yasin (April) International Conference on Economic and Social Development. Moscow. HSE University, 2022. Accessed 11.01.2024. URL: https://conference.hse.ru/files/download_file_ex?id=B138607D-B020-41C3-A3AA-7423F0C6F6F5&hash=DCBF43C4CEDDD7717B2D38B-8CBDC2B84
- 28. Shin J.C., Jung J. Academics Job Satisfaction and Job Stress Across Countries in the Changing Academic Environments. Higher Education. 2014. Vol. 67. P. 603-620. DOI: 10.1007/s10734-013-9668-y EDN: ADQEMX
Сведения об авторах
Рогозин Дмитрий Михайлович
Институт социологии ФНИСЦ РАН; РАНХиГС, Москва, Россия
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН; заведующий лабораторией полевых исследований, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Солодовникова Ольга Борисовна
РАНХиГС, Москва, Россия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозирования