Журнал: Социологический журнал

Филькина А. В., Клевцов Д. С.
Оценка эффективности мероприятий по вовлечению школьников в науку (STEM) в контексте концепции вовлеченности и мотивационных теорий: обзор исследовательских стратегий

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.4. EDN: HXNMKB

Филькина Александра Витальевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
Клевцов Дмитрий Сергеевич
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Филькина А. В., Клевцов Д. С. Оценка эффективности мероприятий по вовлечению школьников в науку (STEM) в контексте концепции вовлеченности и мотивационных теорий: обзор исследовательских стратегий // Социологический журнал. 2024. Том. 30. № 3. С. 76-97.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.4. EDN: HXNMKB

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Исследование выполнено при поддержке программы развития Томского государственного университета (Приоритет-2030).

Аннотация:

В российском контексте недостаточно развита практика описания концептуальной рамки образовательных программ по вовлечению школьников в науку и эмпирических исследований их эффективности. Цель статьи заключается в выявлении актуальных теоретических концепций и измерительных инструментов в сфере оценки эффективности образовательных интервенций по вовлечению школьников в науку (STEM). В первой части статьи делается обзор ключевых аспектов концепции вовлечения и наиболее популярных мотивационных теорий в исследованиях образования школьников. Во второй части анализируются 10 конкретных кейсов исследований, демонстрирующих, как именно в рамках этих теоретических направлений реализуются исследования по оценке эффективности образовательных интервенций с акцентом на инструментарий и измеряемые концепты. Экскурс в поле зарубежных прикладных исследований в данной области может быть полезен как вклад в популяризацию доказательного подхода в целом, а также актуальных концептов и исследовательских стратегий в области оценки узкопрофильных образовательных программ.

Литература:

  • 1. Захарова А.Н., Троешестова Д.А., Ярдухин А.К. Взаимодействие вуза и школы в поддержке научно-исследовательской деятельности одаренных обучающихся как современное направление профориентационной работы // Человеческий капитал. 2022. № 1. С. 79-89. DOI: 10.25629/ HC.2022.01.08 EDN: LJRSIE
  • 2. Керша Ю.Д., Обухов А.С. Экспериментальное исследование роли онлайн-кружков в повышении мотивации и самоэффективности учащихся в естествознании // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 2. С. 208-226. DOI: 10.15507/1991-9468.111.027.202302.208-226 EDN: KDAAFI
  • 3. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А., Вилкова К.А., Абрамова М.О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 149-186. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-149-186 EDN: KQPQHC
  • 4. Технологическое образование школьников: актуальная ситуация и пути развития. Аналитический отчет за 2018 год. М.: Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ ВШЭ. — 129 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 08.09.2023. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/289430426.pdf
  • 5. Шмелева Е.Д., Фрумин И.Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110-136. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-110-136 EDN: PLGUIG
  • 6. Ainley M., Ainley J. A Cultural Perspective on the Structure of Student Interest in Science. International Journal of Science Education. 2011. Vol. 33. No. 1. P. 51-71. DOI: 10.1080/09500693.2010.518640
  • 7. Archer M., DeWitt J., Davenport C., Keenan O., Coghill L., Christodoulou A., Durbin S., Campbell H., Hou L. Going Beyond the One-Off: How Can STEM Engagement Programmes with Young People Have Real Lasting Impact? Research for All. 2021. Vol. 5. No. 1. P. 67-85. DOI: 10.14324/RFA.05.1.07
  • 8. Bandura A. The Role of Self-Efficacy in Goal-Based Motivation. New Developments in Goal Setting and Task Performance. Ed. by E.A. Locke, G.P. Latham. N.Y.: Routledge, 2013. P. 147-157
  • 9. Check & Connect Student Engagement Intervention. About Check & Connect. The University of Minnesota. Accessed 15.11.2023. URL: https://checkandconnect.umn.edu/model/default.html
  • 10. Chittum J.R., Jones B.D., Akalin S., Schram A.B. The Effects of an Afterschool STEM Program on Students' Motivation and Engagement. International Journal of STEM Education. 2017. Vol. 4. No. 1. P. 1-16. DOI: 10.1186/s40594-017-0065-4
  • 11. Drymiotou I., Constantinou C. P., Avraamidou L. Enhancing Students' Interest in Science and Understandings of STEM Careers: The Role of Career-Based Scenarios. International Journal of Science Education. 2021. Vol. 43. No. 5. P. 717-736. DOI: 10.1080/09500693.2021.1880664
  • 12. Eccles J.S., Wigfield A. From Expectancy-Value Theory to Situated Expectancy-Value Theory: A Developmental, Social Cognitive, and Sociocultural Perspective on Motivation. Contemporary Educational Psychology.Vol. 61. P. 101859. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101859
  • 13. Falk J.H., Meier D.D. Expanding the Boundaries of Informal Education Programs: An Investigation of the Role of Pre and Post-Education Program Experiences and Dispositions on Youth STEM Learning. Frontiers in Education. Frontiers Media SA. 2021. Vol. 6. P. 672487. DOI: 10.3389/feduc.2021.672487
  • 14. Fredricks J.A. The Measurement of Student Engagement: Methodological Advances and Comparison of New Self-Report Instruments. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 597-616. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_29
  • 15. Fredricks J.A., Blumenfeld P.C., Paris A.H. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence. Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. No. 1. P. 59-109. DOI: 10.3102/00346543074001059
  • 16. Fredricks J.A., Reschly A.L., Christenson S.L. Interventions for Student Engagement: Overview and State of the Field. Handbook of Student Engagement Interventions. 2019. P. 1-11. DOI: 10.1016/B978-0-12-813413-9.00001-2
  • 17. Faber M., Unfried A., Eric N., Corn J., Walker L., Louise T. Student Attitudes Toward STEM: The Development of Upper Elementary School and Middle/ High School Student Surveys. 2013 ASEE Annual Conference & Exposition. 2013. P. 23-1094. DOI: 10.18260/1-2--22479
  • 18. Gladstone J.R., Wigfield A., Eccles J.S. Situated Expectancy-Value Theory, Dimensions of Engagement, and Academic Outcomes. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 57-76. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_3
  • 19. Godwin A. The Development of a Measure of Engineering Identity. Proceedings of the ASEE Annual Conference & Exposition. New Orleans, LA. 2016. DOI: 10.18260/p.26122
  • 20. Gurcan F., Erdogdu F., Cagiltay N.E., Cagiltay K. Student Engagement Research Trends of Past 10 Years: A Machine Learning-Based Analysis of 42,000 Research Articles. Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. P. 1-25. DOI: 10.1007/s10639-023-11803-8
  • 21. Halim L., Rahman N.A., Ramli N.A. M., Mohtar L.E. Influence of Students' STEM Self-Efficacy on STEM and Physics Career Choice. AIP Conference Proceedings. AIP Publishing. 2018. Vol. 1923. Iss. 1. No. 1. DOI: 10.1063/1.5019490
  • 22. Hecht C.A., Harackiewicz J.M., Priniski S.J., Canning E.A., Tibbetts Y., Hyde J.S. Promoting Persistence in the Biological and Medical Sciences: An Expectancy-Value Approach to Intervention. Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 111. No. 8. P. 1462. DOI: 10.1037/edu0000356
  • 23. Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development. Educational Psychologist. 2006. Vol. 41. No. 2. P. 111-127. DOI: 10.1207/s15326985ep4102_4
  • 24. Kang J., Keinonen T., Simon S., Rannikmae M., Soobard R., Direito I. Scenario Evaluation with Relevance and Interest (SERI): Development and Validation of a Scenario Measurement Tool for Context-Based Learning. International Journal of Science and Mathematics Education. 2019. Vol. 17. No. 3. P. 1317-1338. DOI: 10.1007/s10763-018-9930-y
  • 25. Kennedy T.J., Odell M.R.L. Engaging Students in STEM Education. Science Education International. 2014. Vol. 25. No. 3. P. 246-258.
  • 26. Lesperance K., Hofer S., Retelsdorf J., Holzberger D. Reducing Gender Differences in Student Motivational-Affective Factors: A Meta-Analysis of School-Based Interventions. British Journal of Educational Psychology. 2022. Vol. 92. No. 4. P. 1502-1536. DOI: 10.1111/bjep.12512
  • 27. Li Y., Wang K., Xiao Y., Froyd J. E. Research and Trends in STEM Education: A Systematic Review of Journal Publications. International Journal of STEM Education. 2020. Vol. 7. No. 1. P. 1-16. DOI: 10.1186/s40594-020-00207-6
  • 28. Maiorca C., Roberts T., Jackson C., Bush S., Delaney A., Mohr-Schroeder M.J., Soledad S.Y. Informal Learning Environments and Impact on Interest in STEM Careers. International Journal of Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 19. P. 45-64. DOI: 10.1107/s10763-019-10038-9
  • 29. Miller K., Sonnert G., Sadler P. The Influence of Students' Participation in STEM Competitions on Their Interest in STEM Careers. International Journal of Science Education, Part B. 2018. Vol. 8. No. 2. P. 95-114. DOI: 10.1080/21548455.2017.1397298
  • 30. Murphy S., MacDonald A., Wang C.A., Danaia L. Towards an Understanding of STEM Engagement: A Review of The Literature on Motivation and Academic Emotions. Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education. 2019. Vol. 19. P. 304-320. DOI: 10.1080/03057267.2022.2154997
  • 31. Pearson J., Giacumo L.A., Farid A., Sadegh M. A Systematic Multiple Studies Review of Low-Income, First-Generation, And Underrepresented, STEM-Degree Support Programs: Emerging Evidence-Based Models and Recommendations. Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 5. 333 p. DOI: 10.3390/educsci12050333
  • 32. Renninger K.A., Hidi S.E. Interest Development, Self-Related Information Processing, and Practice. Theory into Practice. 2022. Vol. 61. No. 1. P. 23-34. DOI: 10.1080/00405841.2021.1932159
  • 33. Reschly A.L., Christenson S.L. Jingle, Jangle, and Conceptual Haziness: Evolution and Future Directions in the Engagement Construct. Handbook of Research on Student Engagement. Ed. by Christenson S.L., Reschly A.L., Wylie C.A. N.Y.: Springer Science. 2012. P. 3-19. DOI: 10.1007/978-1-4614-2018-7_1
  • 34. Reschly A.L., Christenson S.L. Jingle-Jangle Revisited: History and Further Evolution of the Student Engagement Construct. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing. 2022. P. 3-24. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_1
  • 35. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivation from a SelfDetermination Theory Perspective: Definitions, Theory, Practices, and Future Directions. Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 101860. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101860
  • 36. Schmidt J.A., Beymer P.N., Rosenberg J.M., Naftzger N.N., Shumow L. Experiences, Activities, and Personal Characteristics as Predictors of Engagement in STEM-Focused Summer Programs. Journal of Research in Science Teaching. 2020. Vol. 57. No. 8. P. 1281-1309. DOI: 10.1002/tea.21630
  • 37. Shahali E.H.M., Halim L., Rasul M.S., Osman K., Zulkifeli M.A. STEM Learning Through Engineering Design: Impact on Middle Secondary Students' Interest Towards STEM. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2016. Vol. 13. No. 5. P. 1189-1211. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00667a
  • 38. Skinner E.A., Raine K.E. Unlocking the Positive Synergy Between Engagement and Motivation. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing. 2022. P. 25-56. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_2
  • 39. Tablatin C.L.S., Casano J.D.L., Rodrigo M.M.T. Using Minecraft to Cultivate Student Interest in STEM. Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. P. 1127984. DOI: 10.3389/feduc.2023.1127984
  • 40. The MUSIC model of motivation. Accessed 17.11.2023. URL: https://www.themusicmodel.com/music_model/
  • 41. Tyler-Wood T., Knezek G., Christensen R. Instruments for Assessing Interest in STEM Content and Careers. Journal of Technology and Teacher Education. 2010. Vol. 18. No. 2. P. 345-368.
  • 42. Uggul M., Altiok S. You Are an Astroneer: The Effects of Robotics Camps on Secondary School Students' Perceptions and Attitudes Towards STEM. International Journal of Technology and Design Education. 2022. Vol. 32. P. 1679-1699. DOI: 10.1007/s10798-021-09673-7
  • 43. Urhahne D., Wijnia L. Theories of Motivation in Education: An Integrative Framework. Educational Psychology Review. 2023. Vol. 35. No. 2. 45 p. DOI: 10.1007/s10648-023-09767-9
  • 44. Van den Hurk A., Meelissen M., van Langen A. Interventions in Education to Prevent STEM Pipeline Leakage. International Journal of Science Education. 2019. Vol. 41. No. 2. P. 150-164. DOI: 10.12973/eu-jer.8.3.753
  • 45. Weng X., Chiu T.K.F., Jong M.S.Y. Applying Relatedness to Explain Learning Outcomes of STEM Maker Activities. Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. P. 800569. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.800569

Сведения об авторах


Филькина Александра Витальевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра социологии образования Института образования

Клевцов Дмитрий Сергеевич
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
лаборант Центра социологии образования Института образования

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 30. № 3.
>> Архив журнала



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)