Журнал: Народонаселение

Галкин К. А., Парфенова О. А.
Стратегии использования Интернета старшим поколением

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.8. EDN: XGXNFG

Галкин Константин Александрович
Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Парфенова Оксана Анатольевна
Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Галкин К. А., Парфенова О. А. Стратегии использования Интернета старшим поколением // Народонаселение. 2023. Том. 26. № 2. С. 91-101.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.8. EDN: XGXNFG

Рубрика:

ИНТЕРНЕТ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация:

В статье приведён анализ практик использования (или отказа от использования) интернета с применением элементов STAM-модели (Senior Technology Acceptance Model) и понятия цифровых разрывов. Пожилой человек рассматривается нами как актор, который находится в ситуации, когда он зачастую не может продолжать делать то, что делал раньше, не используя новые технологии. Мы определяем факторы, которые влияют на то, как и для чего пожилой человек начинает пользоваться Интернетом, а также выявляем барьеры для преодоления цифрового разрыва. Эмпирической базой исследования выступают полуструктурированные интервью с людьми 60 лет и старше из Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Тюмени и Салехарда (n=36). По результатам исследования выделены 4 стратегии использования интернета: стратегия потребления информации; стратегия коммуникации; стратегия использования ресурсов; стратегия отрицания. На практике чаще всего пользователи соединяют первые 3 стратегии. Прохождение стадий от объективации (намерения использовать) до конверсии (принятии окончательного решения об использовании) зависит от типа ресурсов интернета — в случае с коммуникацией и потреблением информации принятие происходит быстро, в отличии от более специализированных интернет-сервисов и приложений. Основными факторами, влияющими на выбор стратегии являются: возраст, наличие профессиональной занятости и её специфика, социальное окружение и семья, наличие смартфона (как более легкого и быстрого устройства в сравнении с персональным компьютером — ПК). Часто драйверами и источниками компетенций для использования интернета выступают близкие родственники и специальные курсы (в том числе на работе). Активные профессионалы до 75 лет склонны использовать максимальное количество возможностей интернета, в том числе с профессиональными целями. Пандемия и технологический прогресс (появление большого количества удобных смартфонов с выходом в интернет в качестве замены ПК) способствовали сокращению цифрового разрыва, стимулировав старшее поколение к более активному использованию интернета. К барьерам можно отнести отсутствие мотивации либо для использования интернета в целом, либо для расширения возможностей его использования, а также материальное обеспечение (дефицит средств на покупку техники и оплату интернета).

Литература:

  • 1. Latour, B. The pasteurization of France / B. Latour — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1993. — 273 p.
  • 2. Czaja, S. J. Computer communication as an aid to independence for older adults / S. J. Czaja // Behaviour & Information Technology. — 1993. — Vol. 12. — No. 4. — P. 197–207. DOI: 10.1080/01449299308924382
  • 3. White, H. Surfing the net in later life: A review of the literature and pilot study of computer use and quality of life / H. White // Journal of Applied Gerontology. — 1999. — Vol. 18. — No. 3. — P. 358–378. DOI: 10.1177/073346489901800306
  • 4. Kanayama, T. Ethnographic research on the experience of Japanese elderly people online / T. Kanayama // New Media & Society. — 2003. — Vol. 5. — No. 2. — P. 267–288. DOI: 10.1177/1461444803005002007
  • 5. Morris, J. M. Computer training needs of older adults / J. M. Morris // Educational Gerontology: An International Quarterly. — 1994. — Vol. 20. — No. 6. — P. 541–555. DOI: 10.1080/0360127940200601
  • 6. Timmermann, S. The role of information technology in older adult learning / S. Timmermann // New directions for adult and continuing education. — 1998. — Vol. 77. — P. 61–71.
  • 7. Chu, C. H. Digital ageism: challenges and opportunities in artificial intelligence for older adults / S. H. Chu // The Gerontologist. — 2022. — Vol. 62. — No. 7. — P. 947–955. DOI: 10.1093/geront/gnab167
  • 8. Парфенова, О. А. Влияние пандемии COVID-19 на жизнь старшего поколения в городском и сельском контекстах / О. А. Парфенова, И. С. Петухова // Социологические исследования. — 2022. — № 5. — С. 71–80. DOI: 10.31857/S013216250018704–7; EDN: ZXNOOC
  • 9. Галкин, К. А. E-HEALTH и онлайн-сообщества здоровья в повседневности пожилых сельских жителей в период пандемии / К. А. Галкин // Успехи геронтологии. — 2021. — Т. 34. — № 4. — С. 538–544. DOI: 10.34922/AE.2021.34.4.005; EDN: LGXSWD
  • 10. Биккулов, А. С. «Компьютер не роскошь, а средство…»: включенность в цифровой мир старших возрастных групп по результатам эмпирического исследования / А. С. Биккулов, О. В. Сергеева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2016. — № 2 (42). — С. 95–103. EDN: WOUZJT
  • 11. Григорьева, И. А. Интернет-практики пожилых: 10 лет развития и изучения / И. А. Григорьева, И. С. Петухова // Государство и граждане в электронной среде. — 2019. — № 3. — С. 78–90. DOI: 10.17586/2541–979Х-2019–3–78–90; EDN: UVKSPI
  • 12. Корнилова, М. В. Интернет как адаптационный ресурс пожилых пользователей / М. В. Корнилова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2018. — Т. 18. — № 3. — С. 250–259. DOI: 10.18500/1818–9601–2018–18–3–250–259 EDN: YASVWH
  • 13. Law, J. Power, action and belief. A new sociology of knowledge? / J. Law // The Sociological Review. Keele. — 1986. — No. 32. — P. 1–280.
  • 14. Furlong, M. Cyber seniors: Technology as a means, not an end to online community / M. Furlong // Digital Media. — 1995. — Vol. 5. — No. 5. — P. 27–28.
  • 15. Oudshoorn, N. How users matter: the co-construction of users and technology (inside technology) / N. Oudshoorn, T. Pinch. — London : MIT Press, 2003. — 352p.
  • 16. Richardson, M. ‘Getting on’: older New Zealanders’ perceptions of computing / M. Richardson, C. K. Weaver, T. E. Zorn // New Media & Society. — 2005. — Vol. 7. — No. 2. — P. 219–245. DOI: 10.1177/1461444805050763
  • 17. Klimova, B. Older people and technology acceptance / B. Klimova, P. Poulova, // Human Aspects of IT for the Aged Population. Acceptance, Communication and Participation. Conference proceedings / Zhou J, Salvendy G. eds. — Cham : Springer, 2018. — P. 85–94. DOI: 10.1007/978–3–319–92034–4_7
  • 18. Renaud, K. Predicting technology acceptance and adoption by the elderly: a qualitative study / K. Renaud, J. Van Biljon // Proceedings of the 2008 annual research conference of the South African Institute of Computer Scientists and Information Technologists on IT research in developing countries: riding the wave of technology. — 2008. — P. 210–219. DOI: 10.1145/1456659.1456684
  • 19. Шюц, А. О множественности реальностей / А. Щюц; перевод А. Корбута // Социологическое обозрение. — 2003. — Т. 3. — № 2. — С. 3–34. EDN: TRRQVT
  • 20. Lee, O. E. K. Bridging the digital divide for older adults via intergenerational mentor-up / O. E. K. Lee, D. H. Kim // Research on Social Work Practice. — 2019. — Vol. 29. — No. 7. — P. 786–795. DOI: 10.1177/1049731518810798
  • 21. Neves, B. В. Old and afraid of new communication technologies? Reconceptualising and contesting the ‘age-based digital divide’ / B. B. Neves, J. Waycott, S. Malta // Journal of Sociology. — 2018. — Vol. 54. — No. 2. — P. 236–248. DOI: 10.1177/1440783318766119
  • 22. Pierce, J. Digital divide / J. Pierce // The International Encyclopedia of Media Literacy. — 2019. — P. 1–8.
  • 23. Van Dijk, J. A. G. M. Digital divide: Impact of access / J.A. G. M. Van Dijk // The international encyclopedia of media effects. — Cambridge : Polity Press, 2017. — P. 1–11.
  • 24. Ragnedda, M. The double digital divide and social inequality in Asia: Comparative research on Internet cafes in Taiwan, Singapore, Thailand, and the Philippines / M. Ragnedda, G. W. Muschert // The Digital Divide / M. Ragnedda, G. W. Muschert eds. — London : Routledge, 2013. — P. 305–316. DOI: 10.4324/9780203069769

Сведения об авторах


Галкин Константин Александрович
Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
к.соц.н., старший научный сотрудник

Парфенова Оксана Анатольевна
Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
к.соц.н., старший научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 26. № 2.
>> Архив журнала