Журнал: Гуманитарий Юга РоссииКарпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П.Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13. EDN: NFYTVN Карпова Наталия Константиновна Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, РоссияМареев Владимир Иванович Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, РоссияПетрова Нина Петровна Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Карпова Н. К., Мареев В. И., Петрова Н. П. Культурологический потенциал современной педагогической реальности: процессуально-герменевтический аспект // Гуманитарий Юга России. 2023. Том. 12. № 5. С. 175-186.DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.5.13. EDN: NFYTVNРубрика: КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯАннотация: Цель исследования –определить возможности герменевтики в разноплановых процедурах переосмысления сферы культуры в аспекте ее рассмотрения в плоскости реалий жизненного мира личности. Методологическая база исследования: базовые положения педагогики герменевтического опыта; идеи понимания человеком текста как артефакта культуры; представление об осознании как образовательном процессе; идеи диалектического противоречия в системе соотносительных понятий «культура» и «контркультура»; идеи динамики трансцендирования как пути индивидуации человека; идеи драмогерменевтики; идеи переосмысления культуры, в контексте реалий жизненного мира человека. Результаты исследования заключаются в рассмотрении процесса самоизменения образа человека посредством погружения в мир культуры через переживания, осмысления, обретения нового опыта – артефакта культуры; обосновании перевода образования в плоскость внутреннего бытия человека; обоснование принципа трансцендентности сознания и обучения; осмысление феномена имманентной динамики трансцендирующего мышления в аспекте создания особых форм духовных систем; рассмотрение интерпретации как метода обучения; рассмотрение процесса роста и развития личности в контексте сферы культуры и герменевтических программ познания и понимания; определение базовых ориентиров герменевтической практики в аспекте феномена культуры, представленных в современной педагогике и практике образовании. Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований концепта «метапринцип», понятий «метауровень», «метаязык» в контексте индивидуального восхождения к обретаемой личности. Литература:1. Адорно Т. В. Эстетическая теория = ?sthetische Theorie / Т. В. Адорно; [Пер. с нем. А. В. Дранова]. – Москва: Республика, 2001. – 526 с. – ISBN 5-250-01806-8.2. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека : [Перевод] / К. Дюркхайм. – СПб.: ИМПАКС, 1992. – 159 с. – ISBN 5-87472-020-0. 3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 720 с. – ISBN 978-5-314-00016-8. – EDN SDPWQP.Сведения об авторахКарпова Наталия Константиновна Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, РоссияДоктор педагогических наук, профессор, руководитель Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производств Мареев Владимир Иванович Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, РоссияДоктор педагогических наук, профессор, советник ректора по развитию педагогического направленияПетрова Нина Петровна Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, РоссияДоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и профессионально-педагогического образованияСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2023. Том. 12. № 5. >> Архив журнала