Журнал: Управление наукой: теория и практика

Шупер В. А.
Образование как политическая технология. Рецензия на книгу Ю. В. Громыко «Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология»

DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.3.15

Шупер Вячеслав Александрович
Институт географии РАН, Москва, Россия; Университет Бернардо О’Хиггинса (Сантьяго Чили)


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Шупер В. А. Образование как политическая технология. Рецензия на книгу Ю. В. Громыко «Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология» // Управление наукой: теория и практика. 2020. Том. 2. № 3. С. 260-268.
DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.3.15

Рубрика:

Рецензии

Аннотация:

Рассматривается возможность использования реформы образования как политической технологии для решения задач развития России. Подробно проанализирована и подвергнута резкой критике либеральная реформа образования, осуществлявшаяся в Москве в последние 10 лет. Вводится понятие эпистемического насилия первого и второго типа – как принуждение к серьёзной учёбе и как проявление бюрократических извращений. Фактически обосновывается мобилизационная модель развития образования, но без использования этого понятия. Авторская методология основана на деятельностном подходе, но последний сводится почти исключительно к проектной деятельности. Обосновывается необходимость борьбы за такое понимание прошлого, которое способствует успешному и самостоятельному развитию страны, однако некоторые исторические оценки весьма спорны. Узкоклассовая трактовка истории непозволительна стране, готовящейся к рывку, который потребует максимальной консолидации общества. Международные сравнения интересны, но не всегда поучительны. Финский опыт совершенно нам не подходит, поскольку в ходе недавних реформ эта страна практически полностью отказалась от преподавания фундаментальных наук в средней школе. Нужна большая идея развития для страны. Такую идею можно взять из 1930-х гг.: догоним и перегоним! Это реально именно в области образования.

Литература:

  • 1. Вернадский В. И. Письма о высшем образовании в России. Задачи высшего образования нашего времени // Вернадский В. И. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 744 с.
  • 2. Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Брежнева Л. И. на Пленуме ЦК КПСС 15 декабря 1969 г. [Электронный ресурс] // Альманах «Россия. ХХ век». Архив А. Н. Яковлева. URL: https://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/1014781 (дата обращения: 29.07.2020).
  • 3. Миллер А., Лукьянов Ф. Отстранённость вместо конфронтации: постевропейская Россия в поисках самодостаточности [Электронный ресурс] // Совет по внешней и оборонной политике. 2016. URL: http://svop.ru/wp-content/uploads/2016/11/miller_lukyanov_rus.pdf (дата обращения: 29.07.2020).
  • 4. Худиев С. Оказывается, патриотизм не требует одобрять репрессии [Электронный ресурс] // Взгляд. Деловая газета. 2017. 31 октября. URL: https://vz.ru/columns/2017/10/31/893172.html (дата обращения: 29.07.2020).
  • 5. Шупер В. А. Новые «социальные лифты» от Ярослава Кузьминова [Электронный ресурс] // Свободная мысль. 2018. № 1. С. 147–154. URL: http://svom.info/entry/819-novye-socialnye-lifty-ot-yaroslava-kuzminova/ (дата обращения: 29.07.2020).

Сведения об авторах


Шупер Вячеслав Александрович
Институт географии РАН, Москва, Россия; Университет Бернардо О’Хиггинса (Сантьяго Чили)
Доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 2. № 3.
>> Архив журнала