Журнал: Полис. Политические исследованияМихайлов Р. В.Российско-французский диалог о кризисе европейской цивилизации (Пятые Бердяевские чтения в Париже). Михайлов Родион Владимирович , r.mikhailov@isepr.ruDOI: 10.17976/jpps/2017.03.12ID статьи на сайте журнала: 5274 Полный текст Текст статьиСсылка при цитировании: Михайлов Р. В. Российско-французский диалог о кризисе европейской цивилизации (Пятые Бердяевские чтения в Париже). . – Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 179-191. DOI: 10.17976/jpps/2017.03.12Рубрика: Orbis TerrarumАннотацияСтатья посвящена анализу современного кризиса европейской цивилизации, деградации ее ценностных оснований, а также тех актуальных последствий, к которым приводит сознательный отказ Западной Европы от своих исконных корней. Автор суммирует дискуссии на Пятом форуме “Бердяевские чтения”, состоявшемся под эгидой Некоммерческого фонда – Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) в октябре 2016 г. в Париже. Российские и западноевропейские эксперты обсуждали процессы разрушения европейской цивилизационной идентичности, их истоки, а также искали пути их преодоления. Автор статьи, опираясь на выступления и дискуссии, делает попытку проанализировать в том числе “российский фактор” в возникновении и становлении идеологии политического консерватизма в континентальной Европе, а также охранительную миссию России по отношению ко всему духовному наследию, многовековым ценностям и традиционным институтам европейской цивилизации. Возвращение России на свой естественноисторический путь развития на фоне упадка традиционных основ европейской культуры в Западной Европе позволяет сделать вывод о том, что Россия в настоящее время все более укрепляется в роли гаранта традиционных европейских ценностей. Россия перестает быть евроазиатским фронтиром европейской цивилизации и становится ее духовно-культурной цитаделью. Таким образом, Россия возвращается к своей исторической европейской миссии – хранительницы духовных начал европейской христианской цивилизации. Ключевые словаРоссия; Европа; консерватизм; ценности; цивилизации; “Бердяевские чтения”; ИСЭПИЛитератураБадовский Д.В. 2015. К читателю. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 7-8. Дегтярева М.И. 2009. Религиозно-философская мысль Жозефа де Местра в контексте формирования консервативных традиций Европы и России. Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: Институт философии РАН. 321 с. Матвейчев О.А. 2016. Церковь в мире медиа. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 181-192. DOI: http://dx.doi.org/10.24030/2409-2517-2016-3-181-192 Маффетоне С. 2015. Кризис либеральной демократии. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 86-88. DOI: http://dx.doi.org/10.24030/2409-2517-2015-3-86-88 Местр Ж. де. 1994. Петербургские письма. – Звезда. № 12. С. 145-186. Местр Ж. де. 1995. Петербургские письма. 1803-1817. СПб: ИНАПРЕСС. 336 с. Минаков А.Ю. 2015. Антизападнические мотивы в раннем русском консерватизме. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 16-24. DOI: http://dx.doi.org/10.24030/2409-2517-2015-3-16-24 Мирзоев Е.Б. 2008. Легитимистская доктрина Жозефа де Местра и консерватизм в России (начало XIX века). – Новая и новейшая история. № 6. С. 109-116. Михайлов Р.В. 2015. Миссия России в Азии. “Бердяевские чтения” во Владивостоке. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 23-28. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2015.06.04 Пигарев К.В. 1962. Жизнь и творчество Тютчева. М.: Изд. АН СССР. 376 с. Чугров С.В. 2015. Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 157-169. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2015.04.13 Шпенглер О. 1993. Закат Европы. Т. I. М.: Мысль. 672 с. Fukuyama F. 1991. The End of History and the Last Man. N.Y.: Free Press. 418 p. Minakov A. 2016. Les motifs anti-occidentaux dans les débuts du conservatisme russe. – Cahiers du Conservatisme. P. 55-61. Ratchinski A. 2002. Napoleon et Alexandre I-er. La guèrre des idées. Bernard Giovanangeli Editeur. 403 p. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 3, 2017>> Архив журнала