Журнал: Полис. Политические исследованияМалахов В. С., Летняков Д. Э.Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве Малахов Владимир Сергеевич , директор Центра теоретической и прикладной политологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации vmalachov@yandex.ruЛетняков Денис Эдуардович , научный сотрудник Центра теоретической и прикладной политологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации letnyakov@mail.ruDOI: 10.17976/jpps/2020.01.10ID статьи на сайте журнала: 5623 Полный текст Текст статьи Ссылка при цитировании: Малахов В. С., Летняков Д. Э. Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве . – Полис. Политические исследования. 2020. Том 29. № 1. С. 135-149. DOI: 10.17976/jpps/2020.01.10Рубрика: Россия сегодняАннотацияВ центре внимания авторов статьи находится тезис о десекуляризации российского государства. Сторонники данного тезиса утверждают, что в поведении российских властей просматривается отход от принципа секуляризма. Подвергая данный тезис критическому переосмыслению, авторы приходят к выводу, что он не выдерживает эмпирической проверки, и впечатление, будто российская власть разворачивается в противоположную от секуляризма сторону, иллюзорно. Наблюдатели становятся жертвой данной иллюзии по той причине, что не учитывают двух обстоятельств. Во-первых, рассогласования между публичной самопрезентацией власти (“символической политикой”) и ее практическими действиями (“инструментальной политикой”); во-вторых, разнонаправленного характера деятельности различных государственных институтов. На уровне символической политики власть в самом деле избегает четкой и бескомпромиссной демонстрации собственной светскости. Однако на уровне инструментальной политики отказа от секуляризма не происходит. Риторические упражнения, связанные с “православной” традицией или с традицией “многоконфессиональности”, не имеют значимых институциональных последствий. Ключевые словадесекуляризация, клерикализация, системное лицемерие, символическая политика, государство, церковь, религия, РоссияЛитератураБурдье П. 2017. О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992). М.: Дело. Викторова А. 2003. Время подводить итоги. – Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. Сост. А. Верховский. М.: Центр “Сова”. С. 211-226. Звеерде ван дер Э. 2012. Осмысливая “секулярность”. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 30. № 2. С. 82-91. Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. 2015. Науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. Ильин Г.Л. 2012. О клерикализации российского образования. – Наука и школа. № 5. С. 190-193. Карпов В. 2012. Концептуальные основы теории десекуляризации. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 30. № 2. С. 114-164. Кнорре Б. 2014. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права. – Монтаж и демонтаж секулярного мира. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: РОССПЭН. С. 42-102. Кржевов В.С. 2012. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализация общества? – Философские науки. № 10. С. 93-105. Курилов В.А. 2018. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века): религиоведческий анализ. Автореферат диссертации к. филос. наук. Санкт-Петербург. Малинова О.Ю. 2010. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 90-105. URL: https://www.politstudies.ru/article/4261 (accessed 24.11.2019). Митрохин Н. 2004. Клерикализация образования и реакция современного российского общества. – Информационно-аналитический центр “Сова”. 29.10. URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/secularism-limits/2004/10/d2840/ (accesses 27.04.2019). Поцелуев С.П. 1999. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 62-75. Растимешина Т.В. 2012. Клерикализация среднего образования: гуманистическое и политическое измерение. – Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. № 3. С. 173-180. Тощенко Ж.Т. 2009. Теократия, клерикализм, светскость. – Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция. С. 84-110. Узланер Д. 2010. Советская модель секуляризации. – Социологические исследования. № 6. С. 62-69. Шнирельман В.А. 2017a. Православные фундаменталисты России в эпоху “культурных войн”. – Этническое и религиозное многообразие России. Под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН. С. 200-229. Шнирельман В. 2017b. Религиозная культура или приглашение в религию – чему учат новые учебники? – Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 4. С. 89-118. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-4-89-118 Штекль К. 2018. Три модели государственно-церковных отношений в современной России. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. С. 195-223. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-3-195-22 3 Berger P., Davie G., Fokas E. 2008. Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations. Ashgate Publishing, Ltd. Bhargava R. 2011. Rehabilitating Secularism. – Rethinking Secularism. Ed. by C. Calhoun, M. Juergensmeyer, J. VanAntwerpen. Oxford – New York: Oxford University Press. P. 92-113. https://doi.org/10.1017/s1537592712003246 Brunsson N. 1989. The Organization of Hypocrisy: Talk, Decisions and Actions in Organizations. Chichester: John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1177/017084069201300211 Brunsson N. 2007. The Consequences of Decision-Making. Oxford – New York: Oxford University Press. Casanova J. 2009. The Secular and Secularisms. – Social Research. Vol. 76. No. 4. P. 1049-1066. Froese P. 2004. Forced Secularization in Soviet Russia: Why an Atheist Monopoly Failed. – Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 43. No. 1. P. 35-50. https://doi.org/10.1111/j.1468-5906.2004.00216.x Lisovskaya E., Karpov V. 2010. Orthodoxy, Islam, and the Desecularization of Russia’s State Schools. – Politics and Religion. No. 3. P. 276-302. https://doi.org/10.1017/s1755048310000040 Madeley J.A. 2003. Framework for the Comparative Analysis of Church-State Relations in Europe. – West European Politics. Vol. 26. No. 1. P. 23-50. https://doi.org/10.1080/01402380412331300187 March J.G., Olsen J.P. 1989. Rediscovering Institutions: The Organizational Basis of Politics. New York: Free Press. Stepan A. 2011. The Multiple Secularisms of Modern Democratic and Non-Democratic Regimes. – Rethinking Secularism. Ed. by C. Calhoun, M. Juergensmeyer, J. VanAntwerpen. Oxford – New York: Oxford University Press. P. 114-144. https://doi.org/10.1017/s1537592712003246 The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. 1999. Ed. by Peter L. Berger. Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Co. Zrinščak S. 2011. Church, State and Society in Post-Communist Europe. – Religion and the State. A Comparative Sociology. Ed. by J. Barbalet, A. Possamai, B.S. Turner. London – New York – Delhi: Anthem Press. P. 157-182. https://doi.org/10.7135/upo9780857288073.008 Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 1, 2020>> Архив журнала ? (none)