Журнал: Полис. Политические исследованияСелезнева А. В., Азарнова А. А.“Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников Селезнева Антонина Владимировна , доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова ntonina@mail.ruАзарнова Анна Алексеевна , аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова aa.azarnova.1996@gmail.comDOI: 10.17976/jpps/2020.05.08ID статьи на сайте журнала: 5701 Полный текст Текст статьи Ссылка при цитировании: Селезнева А. В., Азарнова А. А. “Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников . – Полис. Политические исследования. 2020. Том 29. № 5. С. 101-113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08Рубрика: Россия сегодняАннотацияВ статье представлены результаты политико-психологическог исследования современных российских старшеклассников, ориентированного на выявление совокупности свойств, определяющих особенности их гражданственности. Теоретическую основу исследования составил политико-психологический подход, в рамках которого гражданственность определяется совокупностью когнитивных, ценностно-мотивационных, эмоциональных и поведенческих компонентов личности и выражается в ее взаимоотношении с государством и обществом. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных проводились с помощью комплекса количественных и качественных методов, включавшего в себя формализованные интервью, проективные методы (неоконченные предложения, психологический рисунок), экспертный опрос. На основе анализа эмпирических данных были выявлены структурно-содержательные характеристики гражданственности учащихся общеобразовательных организаций в возрасте 15-18 лет. Показано, что молодые люди имеют когнитивно бедные, противоречивые и стереотипные представления о России, ее социальном и политическом устройстве и взаимоотношениях с внешним миром. Они испытывают смешанные чувства в отношении личного будущего (скорее положительные) и будущего страны (скорее отрицательные). У них слабо выражены поведенческие установки на гражданское участие, что обусловлено отсутствием интереса к проявлению социальной активности и неверием в общественную значимость и целесообразность этой деятельности. Образно-символическое пространство гражданственности школьников отличается относительной пустотой, в нем недостаточно общепризнанных примеров образцового гражданина и объектов гордости за страну. Выявлено, что когорта российских старшеклассников неоднородна в ценностно-эмоциональном отношении: налицо размежевания по ориентациям на ценности выживания и ценности самовыражения, а также по эмоциональному отношению к России-стране (позитивное) и России-государству (негативное). Гражданственность российских старшеклассников находится на среднем уровне развития, что обусловлено неэффективной деятельностью институтов и факторов социализации. Проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников во многом обусловлены противоречиями всей государственной политики по формированию гражданственности молодежи в современной России. Ключевые словагражданин, гражданственность, старшеклассники, политическая социализация, политические ценности, политические представления, символы, социальная активность, гражданское участие, патриотическое воспитаниеЛитератураВакурова Т.Н. 2009. Сущность понятия “гражданственность” в научной психолого-педагогической литературе. – Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 6. С. 134-137. Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. 2014. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников. – Ценности и смыслы. № 1. С. 7–21. Ключарёв Г.А., Трофимова И.Н. 2016. Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 175-191. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.01.12 Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. 2019. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. – Психолого-педагогические исследования. Т. 11. № 4. С. 147-156. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412 Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. 2007. О понятии “гражданственность”. – Известия Алтайского государственного университета. Серия: История и политические науки. № 4/3. С. 248-253. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12957456_25986153.pdf (accessed 06.07.2020). Попова С.Ю., Селезнева А.В., 2018. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития. – Образование личности. № 2. С. 96-103. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35441280_61033913.pdf(accessed 06.07.2020). Радаев В. 2019. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 224 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1 Селезнева А.В., Палитай И.С. 2019. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты. – Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. Т. 10. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.18721/JHSS.10211 Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. 2010. Идентичность в системе координат мирового развития. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 40-59. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2010/3/4.pdf (accessed 06.07.2020). Сидельникова Т.Т. 2005. “Лучше один раз увидеть...” – Высшее образование в России. № 9. С. 146-149. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9574119_65970895.pdf (accessed 06.07.2020). Сухомлинский В.А. 1971. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия. 346 с. Фан И.Б. 2010. Теоретическая модель феномена гражданина: социокультурный подход. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 149-161. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2010/6/13.pdf (accessed 06.07.2020). Шестопал Е.Б. 2005. Политическая социализация и ресоциализация в современной России. – Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. № 4. С. 48-69. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2005-39-4-48-69 Щербинин А.И. 1992. Политология в поисках гражданина. – Полис. Политические исследования. № 5-6. С. 190-193. Krupets Y., Morris J., Nartova N., Omelchenko E., Sabirova G. 2017. Imagining Young Adults’ Citizenship in Russia: from Fatalism to Affective Ideas of Belonging. – Journal of Youth Studies. Vol. 20. No. 2. P. 252-267. https://doi.org/10.1080/13676261.2016.1206862 Schools, Curriculum and Civic Education for Building Democratic Citizens. 2012. Ed. by M. Print, D. Lange. Ann Arbor, Michigan: Rotterdam Sense Publishers. 156 p. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-167-2 Sandahl J. 2015. Civic Consciousness: A Viable Concept for Advancing Students’ Ability to Orient Themselves to Possible Futures? – Historical Encounters: A Journal of Historical Consciousness, Historical Cultures, and History Education. Vol. 2. No. 1. P. 1-15. Van Deth J.W., Abendschon S., Vollmar M. 2011. Children and Politics: An Empirical Reassessment of Early Political Socialization. – Political Psychology. Vol. 32. No. 1. P. 147-173. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2010.00798.x Verhaegen S., Boonen J. 2016. The Development of Political Knowledge in Adolescence: The Importance of Information-Rich Socialization Contexts. – Politics, Culture and Socialization. Vol. 7. No. 1-2. Р. 7-27. https://doi.org/10.3224/pcs.v7i1-2.01 Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 5, 2020>> Архив журнала ? (none)