Журнал: Полис. Политические исследованияВишняков Я. В., Смирнова П. Е.Балканы. Между крестом и полумесяцем Вишняков Ярослав Валерианович , МГИМО МИД России, Москва, Россия ya.vishnyakov@inno.mgimo.ruСмирнова Полина Евгеньевна , МГИМО МИД России, Москва, Россия Psbery@gmail.comDOI: 10.17976/jpps/2022.03.04ID статьи на сайте журнала: 5900 Полный текст Текст статьи Ссылка при цитировании: Вишняков Я. В., Смирнова П. Е. Балканы. Между крестом и полумесяцем . – Полис. Политические исследования. 2022. Том 31. № 3. С. 38-49. DOI: 10.17976/jpps/2022.03.04Рубрика: Тема номера: Пространственные и темпоральные аспекты изучения мегарегионов и месторазвитий на примере большого СредиземноморьяАннотацияВ течение XIX и ХХ вв. поиски путей решения Восточного вопроса занимали одно из центральных мест в ряду основных направлений политики России, равно как и европейских государств. При этом Балканский регион и его место в международных отношениях приходится рассматривать в многомерном измерении. С одной стороны, этот регион на весь исследуемый период стал местом геополитического столкновения интересов держав, обусловленных ослаблением Османской империи и превращением ее в “больного человека Европы”. Но, с другой стороны, при изучении понятия “Восточный вопрос” следует учитывать происходившие в регионе внутренние процессы, ставшие в ХХ в. как истоком кровопролитных столкновений между молодыми балканскими странами, так и причиной гражданских (межэтнических) войн 1991-1995 гг. на территории бывшей СФРЮ; в результате этих столкновений возникла открытая агрессия стран Запада против Югославии и по-прежнему нерешенный косовский вопрос. Накопленный исследовательский материал позволяет выделить по отношению к региону понятие “балканская цивилизационно-контактная зона”, означающее место многовекового соседства и одновременно столкновения романо-германского, восточно-христианского и исламского миров. Начиная с XVIII в., на европейском континенте формируется своеобразный раскол на две части – Запад и Восток, а к середине XIX в. на пространстве Юго-Восточной Европы складывается понятие “Православный Восток”. Кроме того, наполненное множественными смыслами понятие “свой-чужой” принесло в общественный и политический дискурс элит балканских стран представления о “политической античности”, мотивированное их стремлением просто и понятно артикулировать свое видение роли и места своего, маленького “компактного” народа в новом мировом порядке. В настоящем исследовании предпринята попытка концептуально обобщить понятие Балканы с точки зрения “образа другого”, представления, оказавшего существенное влияние на политические процессы региона, а также на взаимоотношения балканских стран между собой и с “большими” европейскими державами. Ключевые словабалканская цивилизационно-контактная зона, Сербия, Балканы, Восточный вопрос, Османская империя, национализм, Версальская система, неоосманизмЛитератураАнатомия конфликтов. Центральная и Юго-Восточная Европа: документы и материалы последней трети ХХ века. Т. I. Начало 1970-х – первая половина 1980-х годов. 2012. СПб.: Алетейя. 736 с. Бродель Ф. 2008. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир. 552 с. Вульф Л. 2003. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение. 560 с. Едемский А.Б. 2012. Неоосманизм как реальность современной геополитики. Проблемы национальной стратегии. № 2. С. 204-210. Езерник Б. 2017. Дикая Европа. Балканы глазами западных путешественников. М.: Лингвистика. 358 с. Ефременко Д.В. 2021. “Скелеты в славянском шкафу”. Контроверзы исторической памяти и нациестроительство в Сербии и Хорватии после распада СФРЮ. Полис. Политические исследования. № 5. С. 127-145. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.09 Кедури Э. 2010. Национализм. СПб.: Алетейя. 136 с. Колосков Е.А. 2011. Александр Великий в контексте греко-македонского спора о наименовании. Вестник Санкт-Петербургского университета. История. № 4. С. 102-107. Колосков Е.А. 2013. Страна без названия: Внешнеполитический аспект становления македонского государства (1991-2001 гг.). М.: Институт Славяноведения РАН. 276 с. Косик В.И. 2002. Балканы: один тезис Иозефа Геббельса и одиннадцать моих. Югославянская история в новое и новейшее время. Материалы научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения профессора В.Г. Карасева (1922-1991). М.: Мосгорархив. С. 249-251. Косик В.И. 2017. Заминированная культура. М.: Пробел-2000. 224 с. Куприянов П.С. 2004. Представления о народах у российских путешественников начала XIX в. Этнографическое обозрение. № 2. С. 21-37. Ламанский В.И. 1892. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-хромо-лит. т-ва А. Траншель. 132 с. Леонтович О.А. 2003. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград: Перемена. 399 с. Лещиловская И.И. 2013. Хорватия в XVII-XIX веках: культурные аспекты исторического развития. М.: Институт славяноведения РАН. 460 с. Мамедов И.М. 2021. Идейное измерение политики Турции в ХХ – начале XXI века. Славяноведение. № 1. С. 44-54. https://doi.org/10.31857/S0869544X0012825-0 Мартынова М.Ю. 1998. Балканский кризис: народы и политика. М.: Старый сад. 466 с. Мехдиев Э.Т. 2016. “Неоосманизм” в региональной политике Турции. Вестник МГИМО-Университета. № 2. С. 32-39. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-2-47-32-39 Мыльников А.С. 1991. Картина славянского мира: Взгляд из Восточной Европы: Представления об этнической номинации и этничности XVI – начала XVIII века. СПб.: Петербургское востоковедение. 400 с. Нойманн И.Б. 2003. Использование “Другого”. Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство. 336 с. Открытие “братьев славян”: русские путешественники на Балканах в первой половине ХIX века. 2018. Сост. М.В. Белов. СПб.: Нестор-История. 672 с. Пономарева Е.Г. 2013. Актуальный дискурс о типах и тенденциях развития национального государства. Вестник МГИМО-Университета. № 4. С. 195-204. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-4-31-195-203 Попадьева Т.И. 2021. Языковая политика как инструмент формирования гражданской идентичности: на примере Боснии и Герцеговины. Вестник МГИМО-Университета. Т. 14. № 4. С. 91-106. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-4-79-91-106 Саид Э.В. 2006. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Мiръ. 640 с. Свистунова И.А. 2020 Балканская политика Турции: роль этно-конфессиональных меньшинств. Современная Европа. № 4. С. 61-71. http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420206171 Таки В. 2017. Царь и султан. Османская империя глазами россиян. М.: Новое литературное обозрение. 320 с. Толева Т. 2018. Австро-Венгрия и становление албанской нации. М.: Институт славяноведения РАН. 504 с. Улунян А.А. 2019. Балканы и “архаично-античное” пространство: исторические отражения в идеологической среде национальных дискурсов. Конструирование истории. Кто мы? Под. ред. М.С. Бобковой. СПб.: Евразия. С. 205-236. Фрейдзон В.И. 1999. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII в. – начала ХХ в. Дубна: Феникс. 96 с. Хобсбаум Э. 1999. Век империи 1875-1914. Ростов-на-Дону: Феникс. 512 с. Шеремет В.И., Кузьмин И.А. 1998.О цивилизационной роли балканской контактной зоны. Сусрет или сукоб цивилизациja на Балкану. Београд: Историjски институт САНУ; Српска књижевна задруга. C. 59-67. Энтина Е.Г. 2020. Сотрудничество Югославии и Европейского экономического сообщества в контексте современных интеграционных процессов в Юго-Восточной Европе. Вестник МГИМО- Университета Т. 13. № 1. С. 39-55. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-1-70-39-55 Югославия в ХХ веке. Очерки политической истории. 2011. Отв. ред. К.В. Никифоров. М.: Индрик. 888 с. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 3, 2022>> Архив журнала ? (none)