Журнал: Полис. Политические исследованияДикарев А. Д., Фань С. Древнекитайская философия на службе внешней политики КНР: директивы и трактовки Дикарев Андрей Дмитриевич , МГИМО МИД России, Москва, Россия andreydikarev@yahoo.comФань Сюэсун , Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия xfan@hse.ruDOI: 10.17976/jpps/2023.05.07ID статьи на сайте журнала: 6066 Полный текст Текст статьиСсылка при цитировании: Дикарев А. Д., Фань С. Древнекитайская философия на службе внешней политики КНР: директивы и трактовки . – Полис. Политические исследования. 2023. Том 32. № 5. С. 106-119. DOI: 10.17976/jpps/2023.05.07Рубрика: Тема номера: концепты «инновация» и «традиция» в политическом дискурсеАннотацияПосле прихода к власти в 2012 г. Си Цзиньпина правительство КНР стало выстраивать стратегию международных отношений нового типа, истоками которой выступили положения конфуцианства и других древних китайских философских школ, а также взгляды Си Цзиньпина на международные отношения. В статье проанализированы некоторые конкретные примеры древних философских концепций, поставленных в Китае на службу современности. Таковы “китайская мечта”, “правильное воззрение на справедливость и выгоду” и “Сообщество единой судьбы человечества”. По мнению китайского руководства и ведущих китайских политологов, общественно-политические идеи, восходящие к древней китайской культуре, могут открыть миру новую, альтернативную западной стратегию модернизации и развития.Ключевые словаконфуцианство, внешнеполитическая деятельность, Сообщество единой судьбы человечества, китайская мечтаЛитератураГончаров С.Н. 2022. «Выпрыгивание из исторического цикла» и строительство новой идеологии на ХХ съезде КПК. Проблемы Дальнего Востока. № 6. С. 153-174. https://doi.org/10.31857/S013128120023467-4. EDN: NLYZQE. Грачиков Е.Н. 2021. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. М.: Аспект Пресс. EDN: GIYLRK. Киссинджер Г. 2014. Мировой порядок. М.: АСТ. Классическое конфуцианство. В 2 т. Т. 1. Конфуций. Лунь Юй. 2000. М.: Олма-Пресс; СПб.: Нева. Лукин А.В. 1990. Дискуссии о роли традиционной культуры в КНР. 21-ая Научная конференция «Общество и государство в Китае». Т. 3. М. С. 200-210. Лукин А.В. 2023. Концепции «китаизации марксизма», «новой формы человеческой цивилизации» и «государства-цивилизации» в современном китайском идеологическом дискурсе. Российское китаеведение. № 2. С. 71-99. https://doi.org/10.48647/ICCA.2023.68.94.004. EDN: EXLTCT. Тихвинский С.Л. 1959. Движение за реформы в Китае и Кан Ювэй. М.: Восточная литература. Fairbank, J.K. (Ed.) (1968). The Chinese world order: traditional China’s foreign relations. Cambridge, MA: Harvard University Press. Pottinger, M., Johnson, M. & Feith, D. (2022). Xi Jinping in his own words. Foreign Аffairs, November 30. https://www.foreignaffairs.com/china/xi-jinping-his-own-words 黄枝连. 1992. 天朝礼治体系研究 (上卷) , 亚洲的华夏秩序 – 中国与亚洲国家关系形态论. 中国人民大学出版社 [Хуан Чжилянь. 1992. Тяньчао личжи тиси яньцзю (шанцзюань), ячжоу дэ хуася чжисюй – чжунго юй ячжоу гоцзя гуаньси синтай лунь. Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ (Исследование управления Поднебесной с помощью ритуалов (Т. 1). Китайский порядок в Азии – о форме отношений между Китаем и азиатскими странами. Пекин: изд-во Китайского народного университета)]. 陈岳. 2008. 国际政治学概论(第 2 版). 中国人民大学出版社. 245 [Чэнь Юэ. 2008. Гоцзи чжэнчжисюэ гайлунь (ди 2 бань) (Введение в международную политологию (2-е издание). Пекин: из-во Китайского народного университета)]. 杜维明. 2002. 全球化和文明对话. 开放时代. 第1期. 第123-131页 [Ду Вэймин. 2002. Глобализация и диалог между цивилизациями. Кайфан шидай (Эпоха открытости). № 1. С. 123-131)]. 杜维明. 2003a. 面对全球化的儒家人文主义. 浙江社会科学. 第4期. 第121-125页 [Ду Вэймин. 2003a. Конфуцианский гуманизм в эпоху глобализации. Чжэцзян шэхуэй кэсюэ (Чжэцзянские социальные науки). № 4. C. 121-125)]. 杜维明. 2003b. 文明对话的发展及其世界意义. 南京大学学报(哲学.人文科学.社会科学版). 第1期. 第34-44页 [Ду Вэймин. 2003b. Развитие диалога цивилизаций и его мировое значение. Вестник Нанкинского университета (философия, гуманитарные науки, социальные науки) (Наньцзин дасюэ сюэбао (чжэсюэ. Жэньвэнь кэсюэ. Шэхуэй кэсюэ бань). № 1. С. 34-44)]. 杜维明. 2010. 以儒家核心价值观对话西方 [Ду Вэймин. 2010. Вести диалог с Западом при помощи ключевых ценностей конфуцианства]. Aisixiang.com, 30.01. http://www.aisixiang.com/data/31573.html 叶自成. 2004. 对中国多极化战略的历史与理论反思. 国际政治研究. 第1期. 第9-23页 [Е Цзычэн. 2004. Переосмысление истории и теории китайской многополярной стратегии. Гоцзи чжэнчжи яньцзю (Международные политические исследования). № 1. C. 9-23)]. 叶自成 龙泉霖. 2013. 关于用华夏主义提升主流意识形态影响力的建议 [Е Цзычэн, Лун Цюаньлинь. 2013. Гуаньюй юн хуасячжуи тишэн чжулю иши синтай инсянли дэ цзяньи (Советы по повышению силы влияния ведущей идеологии с помощью хуасяизма)]. Aisixiang.com. 10.09. http://www.aisixiang.com/data/67527.html 叶自成. 2014. “原点”之思: 历史、典籍中的执政思想源泉––传统文化精华与习近平治国理念. 人民论坛·学术前沿. 第1期上. 第48-58页 [Е Цзычэн. 2014. (Е Цзычэн. 2014. Мысли о «происхождении»: источники идей управления в истории и классике – Квинтэссенция традиционной культуры и концепция управления страной Си Цзиньпина. Жэньминь луньтань – сюэшу цяньянь (Народный форум – Академические рубежи). № 1. C. 48-58)]. 孙吉胜. 2019. 传统文化与十八大以来中国外交话语体系构建 [Сунь Цзишэн. 2019. Традиционная культура и строительство китайской системы дипломатического голоса после XVIII съезда КПК. Гуанмин жибао (Ежедневная гезета), 16.08]. https://www.gmw.cn/xueshu/2019-08/16/content_33083529.htm Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 5, 2023>> Архив журнала