Журнал: Полис. Политические исследования

Малахов В. С., Летняков Д. Э.
Колониальная аналогия: о пользе и вреде языка постколониальных исследований в постсоветском контексте

Малахов Владимир Сергеевич , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
vmalachov@yandex.ru

Летняков Денис Эдуардович , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
letnyakov@mail.ru

DOI: 10.17976/jpps/2023.06.09
ID статьи на сайте журнала: 6086


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Малахов В. С., Летняков Д. Э. Колониальная аналогия: о пользе и вреде языка постколониальных исследований в постсоветском контексте . – Полис. Политические исследования. 2023. Том 32. № 6. С. 113-127.
DOI: 10.17976/jpps/2023.06.09

Рубрика:

Политический дискурс

Аннотация

В статье утверждается, что характеристика советского периода предыстории постсоветских национальных государств в качестве колониального теоретически некорректна. В ее основе – стремление проигнорировать специфику социалистического проекта, произвести его этническую редукцию. Кроме того, в той мере, в какой такая характеристика имеет нормативные коннотации, она ведет к взаимному отчуждению исследователей по географическому признаку, приглашая к (а) стигматизации представителей бывшего центра союзного государства как адептов неоимпериализма и (б) самовиктимизации представителей бывшей периферии как пассивных объектов внешних манипуляций. Авторы выдвигают гипотезу, согласно которой перефокусировка исследовательского внимания с “постсоциализма” на “постколониализм” была эпистемологическим закреплением политико-идеологических трансформаций – своеобразным отражением в поле науки сдвигов в поле политики, которые произошли на рубеже 1980-1990-х годов. Отказ обсуждать принципиальные особенности советского проекта имплицитно предполагает безальтернативность капитализма. Рассматривая советский проект в колониальных категориях, носители знания присоединяются к носителям власти, вышедшим из холодной войны победителями, и задают такую оптику рассмотрения данного проекта, которая полностью исключает его революционно-утопическое, мобилизационное и эмансипаторное измерение. Авторы призывают к осторожности в применении “постколониального” словаря в анализе постсоветских обществ. Не отрицая продуктивности использования концептуальной рамки постколониальных исследований с целью выявления скрытых властных иерархий и элементов дискурсивного насилия, они, тем не менее, полагают, что прямой перенос данной рамки в постсоветский контекст таит в себе серьезные эпистемологические издержки.

Ключевые слова

постколониальные исследования, постсоциализм, колониализм, постсоветские общества, Россия, методологический национализм

Литература

Абашин С. 2016. Советское = колониальное? (За и против). Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Под ред. Г. Мамедова, О. Шаталовой. Бишкек: Штаб-Press. С. 28-48.

Бенхабиб С. 2003. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос.

Бобровников В.О. 2006. Кембриджская история России и борьба историографии империи. Вестник Евразии. № 4. С. 190-197. EDN: HVPYIT.

Бранденбергер Д. 2009. Национал-большевизм. Советская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956). СПб.: Академический проект; Издательство ДНК.

Бранденбергер Д.Л. 2011. «Выдвинуть на первый план мотив русского национализма». Споры в сталинских идеологических кругах, 1941-1945. Государство наций: империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. Под ред. Р.Г. Суни, Т. Мартина. М.: РОССПЭН. С. 336-365.

Гапова Е. 2020. Пограничное состояние: беларуские постколониальные дискуссии после пакта Молотова-Риббентропа. НЛО. № 6. С. 314-329. EDN: UTDDNS.

Дерлугьян Г. 2010. Агент Бурдье на Кавказе: эскизы к биографии в миросистемной перспективе. М.: Территория будущего.

Калиновский А. 2020. Призывники социализма: таджикская интеллигенция и деколонизация по-советски. НЛО. № 1. C. 140-156. EDN: WFFONZ.

Касьянов Г.В. 2019. Украина и соседи. Историческая политика 1987-2018. НЛО.

Кукулин И. 2020. Русская литература во главе «младших братьев» (эпизод из новейшей истории школьного образования). НЛО. № 166. C. 414-429. EDN: OHGGYM.

Мамедов Г., Шаталова О. 2016. Как мы понимаем советское. Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Под ред. Г. Мамедова, О. Шаталовой. Бишкек: Штаб-Press. С. 8-27.

Мухаметдинов Р.Ф. 2000. Нация и революция (трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети XX века). Казань: Иман.

Пантин В.И., Лапкин В.В. 1998. Волны политической модернизации в истории России: к обсуждению гипотезы. Полис. Политические исследования. № 2. С. 39-51. EDN: ESCPEJ.

Пантин В.И., Лапкин В.В. 2006. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI в. Дубна: Феникс+.

Румянцев С. 2011. Советская национальная политика в Закавказье: конструирование национальных границ, историй и культур. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 4. С. 47-65. https://magazines.gorky.media/nz/2011/4/sovetskaya-naczionalnaya-politika-v-zakavkaze-konstruirovanie-naczionalnyh-granicz-istorij-i-kultur.html

Рябчук М. 2012. Русский Робинзон и украинский Пятница: особенности «асимметричных» отношений. Там, внутри. Практики внутренней колонизации и культурной истории России. Под ред. А. Эткинда, Д. Уффельманна, И. Кукулина. М.: НЛО. С. 447-477.

Суни Р. 2007. Империя как она есть: Имперский период в истории России, «национальная» идентичность и теории империи. Национализм в мировой истории. Под ред. В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана. М.: Наука. С. 36-81.

Храмов А. 2012. Колониальная изнанка европейского костюма. Заметки о внутреннем колониализме в Российской империи (XVIII – начало XX в.). Вопросы национализма. № 2. С. 71-105. EDN: RVKHNL.

Чокобаева А. 2016. Красные кыргызы: советская историография восстания 1916 года. Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Под ред. Г. Мамедова, О. Шаталовой. Бишкек: Штаб-Press. С. 50-75.

Шафранская Э.Ф. 2019. Колониальная и постколониальная литература: терминология и содержание. Филология и культура. № 1. С. 203-211. EDN: CHZWAP.

Щербак А.Н., Болячевец Л.С., Платонова Е.С. 2016. История советской национальной политики: колебания маятника? Политическая наука. № 1. С. 100-123. EDN: VUCMAT

Умов В.И., Лапкин В.В. 1992. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. Полис. Политические исследования. № 4. С. 51-63. EDN: EQVPMJ.

Abashin, S. (2014). Nations and post-colonialism in Central Asia. Twenty years later. In S. Hohmann, C. Mouradian, S. Serrano, & J. Torez (Ed.), Development in Central Asia and the Caucasus: Migration, Democratization and Inequality in the Post-Soviet Era (pp. 80-97). London, New York: I.B. Tauris.

Ansari, H. (1990). The emergence of socialist thought among north Indian Muslims, 1917-1947. Lahore: Book Traders.

Brubaker, R. (1996). Nationalism reframed: nationhood and the national question in the New Europe. Cambridge: Cambridge University Press.

Caşu, I. (2015). Moldova under the Soviet communist regime: history and memory. In V. Tismaneanu, & B.C. Iacob (Ed.). Remembrance, History, and Justice: Coming to Terms with Traumatic Pasts in Democratic Societies (pp. 347-372). Budapest, New York: CEU Press. https://doi.org/10.1515/9789633860939-015

Chari, S., & Verdery, K. (2009). Thinking between the ‘posts’: postcolonialism, postsocialism and ethnography after the Cold war. Comparative Studies in Society and History, 51(1), 6-34. https://doi.org/10.1017/S0010417509000024

Edgar, A. (2006). Bolshevism, patriarchy, and the nation: the Soviet ‘emancipation’ of Muslim women in pan-Islamic perspective. Slavic Review, 65(2), 252-272. https://doi.org/10.2307/4148592

Edgar, A. (2007). Marriage, modernity and the ‘friendship of nations’: interethnic intimacy in postwar Soviet Central Asia in comparative perspective. Central Asian Survey, 26(4), 581-600.

Fanon, F. (1963). The wretched of the Earth. New York: Grove Press.

Gilroy, P. (2005). Postcolonial melancholia. New York: Columbia University Press.

Gorshenina, S. (2021). Orientalism, postcolonial and decolonial frames on Central Asia: theoretical relevance and applicability. In J. Van Den Bosch, A. Fauve, & B. De Cordier (Ed.), The European Handbook of Central Asian Studies: History, Politics, and Societies (pp. 177-243). Stuttgart: Ibidem-Verlag.

Hansen, R. (2000). Citizenship and immigration in post-war Britain. New York: Oxford University Press.

Kalinovsky, A.M. (2013). Not some British colony in Africa: the politics of decolonization and modernization in Soviet Central Asia, 1955-1964. Ab Imperio, 2, 191-222. https://doi.org/10.1353/imp.2013.0044

Kalinovsky, A.M. (2018). Laboratory of Socialist development: Cold war politics and decolonization in Soviet Tajikistan. Ithaca, NY: Cornell University Press.

Kamp, M. (2006). The new Woman in Uzbekistan. Islam, modernity and unveiling under Communism. Seattle, WA; London: University of Washington Press.

Kandiyoti, D. (2007) The politics of gender and the Soviet paradox: neither colonized, nor modern? Central Asian Survey, 26(4), 601-623. https://doi.org/10.1080/02634930802018521

Khalid, A. (1999). The politics of Muslim cultural reform. Jadidism in Central Asia. Berkeley, LA; London: University of California Press.

Khalid, A. (2006). Backwardness and the quest for civilization: early Soviet Central Asia in comparative perspective. Slavic Review, 65(2), 231-251. https://doi.org/10.2307/4148591

Khalid, A. (2007). Islam after Communism: religion and politics in Central Asia. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.

Komatsu, H. (1989). The evolution of group identity among Bakharan intellectuals in 1911-1928: an overview. Memoires of the Research Department of the Toyo Bunko, 47, 115-144.

Kudaibergenova, D.T. (2016). The use and abuse of postcolonial discourses in post-independent Kazakhstan. Europe-Asia Studies, 68(5), 917-935. https://doi.org/10.1080/09668136.2016.1194967

Martin, T. (2001). The affirmative action empire: nations and nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca: Cornell University Press.

Mouradian, C. (2014). The origins of a colonial vision of Southern Russia from the tsars to the Soviets: about some imperial practices in the Cuacusus. In S. Hohman, C. Mouradian, S. Serano, & J. Torez. Development in Central Asia and the Caucasus: Migration, Democratization and Inequality in the Post-Soviet Era (pp. 17-46). London; New York: I.B. Tauris.

Noiriel, G. (1996). The French melting pot: immigration, citizenship, and national identity. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Silverstein, P.A. (2004). Algeria in France: transpolitics, race and nation? Bloomington: Indiana University Press.

Slezkine, Y. (1994). The USSR as a communal apartment, or how a Socialist state promoted ethnic particularism. Slavic Review, 53(2), 414-452. https://doi.org/10.2307/2501300

Smith, G., Law, V., Wilson, A., Bohr, A., & Allworth E. (Ed.). (1998). Nation-building in the post-Soviet borderlands. The politics of national identities. Cambridge: Cambridge University Press.

Stoler, A.L. (2002). Carnal knowledge and imperial power: race and the intimate in colonial rule. Berkley: University of California Press.

Suleymanov, M. (2016). Baku Russian: colonial heritage in a post-colonial era. In D. Schmidt-Brücken, S. Schuster, & M. Wienberg (Ed.), Aspects of (Post)Colonial Linguistic. Current Perspectives and New Approaches (pp. 27-52). Berlin, Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110436907-003

Suny, R.G. (1972). The Baku commune, 1917-1918: class and nationality in the Russian Revolution. Princeton: Princeton University Press.

Suny, R.G. (1993). The revenge of the past. Nationalism, revolution, and the collapse of the Soviet Union. Stanford: Stanford University Press.

Suny, R.G. (1995). Ambiguous categories: states, empires and nations. Post-Soviet Affairs, 11(2), 185-196.

Verdery, K. (1996). What was socialism, and what comes next? Princeton: Princeton University Press.

Weil, P. (2008). How to be French. Nationality in the making since 1789. Durham: Duke University Press.

Zaslavsky, V. (1982). The neo-stalinist state: class, ethnicity, and consensus in Soviet society. London: Routledge.