Журнал: Полис. Политические исследования

Малов А. В.
Политологический и экологический аспекты концепции “продовольственных миль”

Малов Александр Вадимович , Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
malov.pvo@gmail.com

DOI: 10.17976/jpps/2024.01.07
ID статьи на сайте журнала: 6112


 


Ссылка при цитировании:

Малов А. В. Политологический и экологический аспекты концепции “продовольственных миль” . – Полис. Политические исследования. 2024. Том 33. № 1. С. 89-103.
DOI: 10.17976/jpps/2024.01.07

Рубрика:

Теория и методология политических исследований

Аннотация

Корпус политологических проблем, связанных с развитием, безопасностью и суверенитетом государства, стимулирующий повышенный интерес как властных структур, так и представителей научного сообщества, включает в себя среди прочего новую концепцию “продовольственных миль”. Примененный автором метод деконструкции и компаративный анализ показали, что смысловой фундамент рассматриваемой терминологической единицы опирается на неореалистскую парадигму международных отношений. Автор стремится не только высветить “эпистемологические лакуны” концепции, но и конвертировать их в конкурентные преимущества, внеся таким образом вклад в дискурс, связанный с конструированием “усовершенствован- 89 ных продовольственных миль”. В эмпирической части работы автор избрал в качестве примера сельскохозяйственную политику Московской области, в частности, зафиксировав низкую продовольственную самодостаточность региона, компенсируемую как за счет внутринационального товародвижения, так и импорта базовых продуктов питания. Впервые зависимость от интенсивного ввоза зарубежных продовольственных товаров в субъект Российской Федерации была сопоставлена со степенью экологического ущерба, идентифицированного с помощью математических методов. Автор делает вывод, что концепция “продовольственных миль”, пополнив категориально-понятийный аппарат политологии и теории международных отношений, может быть использована в качестве механизма “зеленого протекционизма”, активизирующего защиту национальных интересов и стимулирующего диверсификацию отечественного агроэкологического производства. В качестве рекомендации государственным органам предлагается план поправок к законодательным актам, а также графический проект “экологического этикетирования” продуктов питания.

Ключевые слова

продовольственные мили, неореализм, государствоцентризм, продовольственный суверенитет, продовольственная безопасность, международный продовольственный режим

Литература

Малов А.В. 2018. Международный продовольственный режим. Вестник МГИМО-Университета. № 1. C. 127-147. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-1-58-127-147. EDN: XNHOWD.

Чугров С.В., Малов А.В. 2019. Продовольственный суверенитет и воспитание: гармонизация по-японски. Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 19. № 4. С. 665-677. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-4-665-677. EDN: RFCBCC.

Aliotte, J.T.B., Lima, D.M., & Oliveira, A.L.R. (2020). Food miles’ contribution to papaya transport logistics: from the field to the warehouse. Revista S&G, 15(2), 131-142. https://doi.org/10.20985/1980-5160.2020.v15n2.1646

Ayres, R.U., & Simonis, U.E. (1994). Industrial metabolism: restructuring for sustainable development. Hong Kong: Permanent Typesetting and Printing Co.

Ballingall, J., & Winchester, N. (2008). Food miles: starving the poor? Economics discussion papers series No. 812. Department of Economics, University of Otago. https://doi.org/10.1111/j.1467-9701.2010.01270.x

Ballingall, J., & Winchester, N. (2010). Food miles: starving the poor? The World Economy, 33(10), 1201-1217. https://doi.org/10.1111/j.1467-9701.2010.01270.x

Beer, S., & Lemmer, C. (2011). A critical review of “green” procurement. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 3(3), 229-244. https://doi.org/10.1108/17554211111142194

Born, B., & Purcell, M. (2006). Avoiding the local trap: scale and food systems in planning research. Journal of Planning Education and Research, 26(2), 195-207. https://doi.org/10.1177/0739456X06291389

Brown, S.L., & Pilz, U.F. (1969). U.S. agriculture: potential vulnerabilities. Menlo Park, CA: Stanford Research Institute.

Cairns, S. (2005). Delivering supermarket shopping: more or less traffic? Transport Reviews, 25(1), 51-84. https://doi.org/10.1080/0144164042000218391

Carlsson-Kanyama, A. (1997). Weighted average source points and distances for consumption origin-tools for environmental impact analysis. Ecological Economics, 23(1), 15-23. https://doi.org/10.1016/ S0921-8009(97)00566-1

Chi, K.R., MacGregor, J. & King, R. (2009). Fair miles: recharting the food miles map. GB: Oxfam UK. Coote, B. (1992). The trade trap: poverty and the global commodity markets. Oxford: Oxfam Print Unit.

Coley, D., Howard, M., & Winter, M. (2009). Local food, food miles and carbon emissions: a comparison of farm shop and mass distribution approaches. Food Policy, 34(2), 150-155. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2008.11.001

Collins, A., Flynn, A., Wiedmann, T., & Barrett, J. (2006). The environmental impacts of consumption at a subnational level. Journal of Industrial Ecology, 10(3), 9-24. https://doi.org/10.1162/jiec.2006.10.3.9

Crippa, M. et al. (2022). CO2 emissions of all world countries, EUR 31182 EN, JRC/IEA/PBL 2022

Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Fitzgerald, K.J. (2015). Thinking globally, acting locally: locavorism and humanist sociology. https://doi.org/10.2760/07904

Humanity & Society, 40(1), 3-21. https://doi.org/10.1177/0160597615619273

Foster, J. (1999). Marx’s theory of metabolic rift: classical foundations for environmental sociology. American Journal of Sociology, 105(2), 366-405. https://doi.org/10.1086/210315

Heerwagen, R.L. et al. (2014). Can increased organic consumption mitigate climate changes? British Food Journal, 116(8), 1314-1329. https://doi.org/10.1108/BFJ-02-2013-0049

Heyes, J.A., & Smith, A. (2008). ‘Could food miles become a non-tariff barrier? SHS Acta Horticulturae, 768, 431-436. https://doi.org/10.17660/ActaHortic.2008.768.56

Hill, H. (2008). Food miles: background and marketing. ATTRA: National Sustainable Agriculture Information Service US. https://attra.ncat.org/wp-content/uploads/2019/05/foodmiles.pdf

Holt-Giménez, E., Shattuck, A., Altieri, M., Herren, H. & Gliessman, S. (2012). We already grow enough food for 10 billion people... and still can’t end hunger. Journal of Sustainable Agriculture, 36(6), 595-598. https://doi.org/10.1080/10440046.2012.695331

Jones, A. (2002). An environmental assessment of food supply chains: a case study on dessert apples. Environmental Management 30(4), 560-576. https://doi.org/10.1007/s00267-002-2383-6

Kemp, K. et al. (2010). Food miles: do UK consumers actually care? Food Policy, 35(6), 504-513. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2010.05.011

Kingsolver, B. (2007). Animal, vegetable, miracle: a year of food life. New York: Harper Collins.

Kooijman, J.M. (1993). Environmental assessment of packaging: sense and sensibility. Environmental Management, 17(5), 575-586. https://doi.org/10.1007/BF02393720

Suh, K-W. (2012). An analysis of food miles and CO2 emission of major agricultural products. Journal of Korean Society for Atmospheric Environment, 28(6), 706-713. http://dx.doi.org/10.5572/KOSAE.2012.28.6.706

Lappé, F.M., & Lappé A. (2002). Hope’s edge: The next diet for a small planet. New York: Putnam.

Lewis, M.K., & Mitchell, A.D. (2014). Food miles: environmental protection or veiled protectionism? Michigan Journal of International Law, 35(3), 579-636.

Li, M. et al. (2022). Global food-miles account for nearly 20% of total food-systems emissions. Nature Food, 3, 445-453. https://doi.org/10.1038/s43016-022-00531-w

Mearsheimer, J. (2001). Anarchy and the struggle for power. In J. Mearsheimer (ed.), The Tragedy Of Great Power Politics (pp. 29-54). New York: W.W. Norton & Company.

Paxton, A. (1994). The food miles report: the dangers of long-distance food transport. London: SAFE Alliance Publishers.

Pirog, R., Van Pelt, T., Enshayan, K., & Cook, E. (2001). Food, fuel, and freeways: an Iowa per spect ive on how far food travels, fuel usage, and greenhouse gas emissions. https://www.leopold.iastate.edu/files/pubs-and-papers/2011-06-food-fuel-and-freeways-iowa-perspective-how-far-food-travels-fuel-usage-andgreenhouse-gas-emissions.pdf

Pollan, M. (2006). The omnivore’s dilemma: a natural history of four meals. New York: Penguin.

Pretty, J.N., Ball, A.S., Lang, T., & Morison, J.I.L. (2005). Farm costs and food miles: an assessment of the full cost of the UK weekly food basket. Food Policy, 30(1), 1-19. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2005.02.001

Rajkumar, P. (2010). Food mileage: an indicator of evolution of agricultural outsourcing. Journal of Technology Management & Innovation, 5(2), 37-46. https://doi.org/10.4067/S0718-27242010000200004

Riechman, J. (2005). Comerse el mundo: sobre ecología, ética y dieta. Málaga (España): Edición del General.

Roggeveen, K. (2014). Tomato journeys from farm to fruit shop. Local Environment, 19(1), 77-102. https://doi.org/10.1080/13549839.2012.738653

Rose, N., Serrano, E., Hosig, K., Haas, C., Reaves, D., & Nickols-Richardson, Sh.M. (2008). The 100-mile diet: A community approach to promote sustainable food systems impacts dietary quality. Journal of Hunger and Environmental Nutrition, 3(2-3), 270-285. https://doi.org/10.1080/19320240802244082

Rudy, K. (2012). Locavores, feminism, and the question of meat. The Journal of American Culture, 35(1), 26-36. https://doi.org/10.1111/j.1542-734X.2011.00795.x

Saunders, C., Barber A., & Taylor, G. (2006). Food miles – comparative energy/emissions performance of New Zealand’s agriculture Industry. Research Report No. 205. Lincoln University.

Seery, E., Okanda, J., & Lawson, M. (2019). A tale of two continents: fighting inequality in Africa. Oxfаm GB. https://doi.org/10.4337/9781781956168.00015

Shimizu, H., & Desrochers, P. (2008). Yes, we have no bananas: a Critique of the food miles perspective. Mercatus Policy Series Policy Primer (8 October 24). Arlington, VA: Mercatus Center, George Mason University. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1315986

Schumacher, E.F. (1973). Small is beautiful: economics as if people mattered. New York: Harper & Row.

Smil, V. (2001). Enriching the Earth: Fritz Haber, Carl Bosch and the transformation of world food production. Cambridge, MA: MIT Press.

Tukker, A., & Jansen, B. (2006). Environmental impacts of products: a detailed review of studies. Journal of Industrial Ecology, 10(3), 159-182. https://doi.org/10.1162/jiec.2006.10.3.159

Van Dartel, M., &, Nigten, A. (2014). Towards ecological autarky. Leonardo, 47(5), 494-495. https://doi.org/10.1162/LEON_a_00819

Van Passel, S. (2013). Food miles to assess sustainability: a revision. Sustainable Development, 21(1), 1-17. https://doi.org/10.1002/sd.485

Verde, A. (1999). No más saqueo, nos deben la deuda ecológica! Ecologia Politica, 18, 125-133.

Wackernagel, M., & Rees, W.E. (1996). Our ecological footprint: reducing human impact on the Earth. Gabriola Island (BC): New Society Publisher.

Waltz, K. (1988). The origins of war in neorealist theory. Journal of Interdisciplinary History, 18(4), 615-628.

Waltz, K. (2005). The anarchic structure of world politics. In R. Art, & R. Jervis (Ed.), International Politics: Enduring Concepts and Contemporary Issues (pp. 29-49). New York: Pearson, Longman.

Wandel, J. (2019). Do free trade agreements promote sneaky protectionism? A classical liberal perspective. Journal of Management and Economics, 55(3), 185-200. https://doi.org/10.2478/ijme-2019-0017

United States. Weber, C.L., &Environmental Science and Technology H.S. Matthews. (2008). Food-miles and the relative climate impacts of food choices in the , 42(10), 3508-3513. https://doi.org/10.1021/es702969f

Wilson, T. (2007). The ‘food miles’ fallacy. Institute of Public Affairs Review. https://ipa.org.au/wp-content/uploads/archive/59_2_WILSON_FoodMiles.pdf

Wolfe, R., Baddeley, S., & Cheng, P. (2012). Trade policy implications of carbon labels on food. Estey Centre Journal of International Law and Trade Policy, 13(1), 59-93.

Xuereb, M. (2005). Food miles: Environmental implications of food imports to Waterloo region. Region of Waterloo public health. https://sustainontario.com/greenhouse/resource/food-miles-environmental-implications-of-food-imports-to-waterloo-region/