Журнал: Социологические исследования
Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Сапунов М. Б.
Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс
Бедный Борис Ильич ,
bedbor@gmail.comРыбаков Николай Валерьевич ,
rybakov-nv@phd.unn.ruСапунов Михаил Борисович ,
mbsapunov@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 6858
Полный текст
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.7868/S0132162517090148
Рубрика:
Кафедра. КонсультацииАннотация
Современное состояние российской аспирантуры трактуется как актуальная социально-педагогическая проблема. Вывод делается на основе статистических данных о динамике ее показателей за последние 25 лет, а также результатов социологических исследований мотивации и профессиональных планов российских аспирантов. В этом контексте подробно рассматривается проблемная ситуация в науках об образовании, возникшая в связи с неоднозначной трактовкой в современной литературе назначения, модели финансирования, структуры и содержания аспирантских программ. С позиции социологии и педагогики высшей школы рассматриваются суждения и оценки исследователей высшего образования по поводу новой модели подготовки аспирантов и институционального развития аспирантуры. Отмечается, что в ведущейся сегодня дискуссии ключевым является вопрос о целях и функциях аспирантуры. Анализируются причины сравнительно низкой эффективности института аспирантуры в отношении реализации его основной функции – воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, обсуждаются возможные меры, направленные на повышение эффективности аспирантских программ. Обосновывается вывод о том, что введенная новая модель российской аспирантуры имеет признаки социальной дисфункции (традиционные функции института аспирантуры перестали быть адекватны современным социально-экономическим условиям и не в полной мере соответствуют интересам и потребностям социальных групп, заинтересованных в подготовке научных и научно-педагогических кадров). В качестве приоритетной ставится задача построения многомерной модели функций аспирантуры на основе социолого-педагогических исследований ценностей, интересов и мотивов основных субъектов образовательной, научной, инновационной деятельности участвующих в подготовке и аттестации кадров высшей квалификации. По мнению авторов, для формулировки программы соответствующего эмпирического исследования потребуются концептуальные ресурсы ряда направлений современной социологии.
Ключевые слова
Литература
Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 11–23.
Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34–42.
Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы “Академическая магистратура – аспирантура“ // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 21–32.
Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 3–16.
Болонский процесс: итоги десятилетия / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. 446 с. (с. 285–420).
Бражник Е.И., Лебедева Л.И. Организация исследовательской работы магистрантов в вузах России и Франции // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2008. № 12. URL: http://www.emissia.org/ offline/2008/1292.html (дата обращения: 01.02.2017).
Бурдье П. Поле науки // Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М.: Праксис; Институт экспериментальной социологии, 2005. 304 с.
Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 2. С. 133–155.
Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 328 с.
Зборовский Г., Шуклина Е. Социология образования: задачи и парадигмы // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 131–138.
Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117–125.
Кравченко С. А., Салыгин В.И. Новый синтез научного знания: становление междисциплинарной науки // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 22–30.
Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 164–175.
Миронос А.А., Бедный Б.И. К вопросу о государственной итоговой аттестации в аспирантуре нового типа // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3. С. 118–128.
Назаренко А. Образование и наука в университете: столкновение институциональных логик // Социология власти. 2015. № 4(27). С. 133–158.
Осипов А.М., Иванов В.А. Институциональные функции – “пороговая” проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124.
Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4(200). С. 33–41.
Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33–43.
Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 3–13.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006. 384 с.
Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Труд и социальные отношения. 2009. № 12. С. 23–31.
Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 3–13.
Barnes B.J., Randall J. Doctoral Student Satisfaction: An Examination of Disciplinary, Enrollment, and Institutional Differences // Research in Higher Education. 2012. Vol. 53(1). P. 47–75.
Carter-Veale W.Y., Tull R.G., Rutledge J.C., Joseph L.N. The Dissertation House Model: Doctoral Student Experiences Coping and Writing in a Shared Knowledge Community // CBE Life Sciences Education. 2016. Vol. 15. DOI: 10.1187/cbe.16–01–0081
Cheng M., Taylor J., Williams J., Tong K. Student Satisfaction and Perceptions of Quality: Testing the Linkages for PhD Students // Higher Education Research & Development. 2016. Vol. 35(6). P. 1153–1166.
Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. № 3(9). P. 20–21.
Maloshonok N. Doctoral Students’ Reasons to Pursue a PhD as a Cause of Low Completion Rate of Russian PhD Programs // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. № 3(9). P. 18–20.
Содержание выпуска
>> Содержание выпуска № 9, 2017
>> Архив журнала
© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)