Журнал: Социологические исследованияКоломиец В. П.Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-е—1980-е гг.) Коломиец Виктор Петрович , vikkolomiets@yandex.ruDOI: 10.31857/S013216250002162-1ID статьи на сайте журнала: 7386 Полный текст Текст статьи.Ссылка при цитировании: Коломиец В. П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-е—1980-е гг.) // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 100-111. DOI: 10.31857/S013216250002162-1Рубрика: История социологииАннотацияПредставлен обзор работ, идей и подходов, относящихся к истории отечественной социологии массовой коммуникации (СМИ, СМИП, журналистики) за 1960-е – 1980-е гг. Анализируются три выделенных направления: 1) формирование представлений о массовой коммуникации как социальном явлении (работы А. Н. Алексеева, Б. А. Грушина, Т. М. Дридзе, Б. М. Фирсова и др. авторов); 2) становление социологии прессы и журналистики (развивалось журналистами вместе с социологами: Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Е. П. Прохоров, И. Д. Фомичева, Л. Н. Федотова, Л. Г. Свитич; 3) начало социологического изучения телевидения (Б. М. Фирсов). Историческая реконструкция осуществляется с позиций нынешнего времени. Показана значимость для исследований современной коммуникационной среды теоретических построений, которые закладывались пионерами социологии массовой коммуникации.Ключевые словамассовая коммуникация; массовая информация; социология массовой коммуникации; социология журналистики; социология прессы; социология телевидения; аудиторные исследованияЛитератураАлексеев А. Н. К вопросу о предмете социологии печати // «Вестник Московского Университета». Серия «Журналистика». 1967. № 4. C. 15–24. Алексеев А. Н. Метод Жака Кайзера. Из опыта исследования французской ежедневной прессы // Проблемы современной зарубежной печати Л.,1969. С. 16–28. Алексеев А. Н. (ред.) Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970.Алексеев А. Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Сб. «Социология культуры». Вып.1. М., 1974. С. 24–32. Батыгин Г. С. (ред.) Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999. Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972. Верховская А. И. Социологические методы работы с редакционной почтой. М., 1984. Вильчек В. М. Контуры. Наблюдение о природе телеискусства. Ташкент. 1967. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М., 1987. Вильчек В. Послесловие. Воспоминания. Стихи. Статьи. М., 2007. Волков В. И. Влияние телевидения на структуру и интенсивность культурной деятельности различных слоев населения // Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. Сб. статей. Свердловск. 1975. С. 65–101. Григорьева А. В., Живодеров В. Е. Изучаем нашу аудиторию. М., 1971. Докторов Б. З. Борис Грушин. Это – надолго. К 10-летию со дня смерти Б. А. Грушина // Медиаальманах. 2017. № 4. С. 144–146. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. Дугин Е. Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982. Зборовский Г.Е и др. Проблемы массовой коммуникации в буржуазной социологии // Философские науки. 1968. № 3. С. 34–39. Иванов В. Н. К вопросу об изучении антисоветских пропагандистских кампаний // Социологические исследования. 1981. № 3. С. 22–28. Иванов В. Н. Социология пропаганды: некоторые аспекты содержания // Социологические исследования. 1983. № 3. С. 18–23. Коган Л. Н., Волков В. И. Телевидение и его аудитория как объект социологического исследования // Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Сб.статей. Свердловск, 1973. С. 3–23. Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14. Коломиец В. П., Разин П. В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. 2018. № 1. URL: http:/www.mediascope.ru/2415 (дата обращения: 12.02.2018). Косяков В. М. Критика в прессе: опыт контент-анализа // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 93–97. Коробейников B. C. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983. «Литературная газета» и ее аудитория. М., 1978. Массовая коммуникация в социалистическом обществе Л.: Наука, 1979. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. Материалы второго советско-венгерского симпозиума. Будапешт-Ленинград, 1979. Материалы третьего советского-венгерского симпозиума. Будапешт-Ленинград. 1980. Общественное мнение и массовая коммуникация: Рабочее. совещание., Будапешт, 1971 / Сост. А. Секфю; пер.: И. Барт, Л. Белоцерковская. Будапешт: Науч. центр по исслед. Масс. коммуникац., 1972. Пирамидин В. Читатель и газета. М., 1971. Проблемы контент-анализа в социологии: Материалы Сибирского социологического семинара / Ред. коллегия: А. Н Алексеев (отв. ред.) и др. Новосибирск: Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР. Сибирское отделение Советской социологической ассоциации, 1970. Прохоров Е. П. Социологическая служба редакции // Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974. Прохоров Е. П. (ред.) Социология журналистики. М., 1981. Прохоров Е. П. Социология журналистики. Материалы к библиографии 1965–1990. М., 1992. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Проблемы эффективности университетской подготовки журналистских кадров (по итогам социологического исследования) // Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». 1979. № 1,2,3. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Социологические методики изучения журналистов и журналистского образования. М.,2017. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа (Методологические основы и результаты конкретно-социологического исследования). М., 1979. Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Сб.статей. Свердловск, 1973. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977. Фирсов Б. История советской социологии: 1950–1980-е годы. Очерки. СПб., 2012. Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М.,1976. Фомичева И. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать М.,1980. Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2012. С. 168–181. Шариков А. В., Ермолаева О. Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765– 2000) // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 4 (134). С. 99–115.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 10, 2018>> Архив журнала ? (none)