Журнал: Социологические исследования
Кармаева Н. Н., Хавенсон Т. Е., Илиева-Тричкова П.
Образование и социально-профессиональный статус: сглаживание неравенства среди мужчин и женщин в России
Кармаева Наталья Николаевна ,
nkarmaeva@hse.ruХавенсон Татьяна Евгеньевна ,
tkhavenson@hse.ruИлиева-Тричкова Петя ,
petya.ilievat@gmail.com
ID статьи на сайте журнала: 8066
Полный текст
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.31857/S013216250008811-5
Рубрика:
Гендерная социологияАннотация
В условиях изменений в сфере образования и занятости в России на рубеже XX–XXI вв., расширения сервисных секторов и активного участия в высшем образовании механизмы воспроизводства социального неравенства меняются. Согласно теории интерсекциональности, социальные преимущества воспроизводятся на стыке различных социальных категорий – социального класса, гендера и других. В статье проанализированы результаты в образовании и на рынке труда с использованием этой теории. На данных Европейского социального исследования по 3820 респондентам, 1954–1964, 1965–1975 и 1976–1986 годов рождения из раундов 3–6 и 8, были проверены гипотезы о наличии кумулятивного эффекта от гендера и социального происхождения в случае полученного уровня образования (высшее образование) и социально-профессионального статуса на основе регрессионного анализа. Наблюдаются прямые положительные эффекты от гендерной принадлежности, а также кумулятивные от пересечения женского пола и более низкого социального происхождения. Положительный кумулятивный эффект наблюдается вне зависимости от спецификации социального происхождения, однако он значим только в случае спецификации на основе профессии отца. Таким образом, женщины в большей степени выигрывают от изменившихся возможностей в сфере труда и в образовании по сравнению с мужчинами. Однако женщины из менее привилегированных социальных слоев с более низким социальным происхождением могут пополнять ряды работников в менее престижном и оплачиваемом сегменте сферы обслуживания.
Ключевые слова
Содержание выпуска
>> Содержание выпуска № 3, 2020
>> Архив журнала
© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)