Журнал: Социологические исследования

Климова С. Г., Климов И. А.
Опыт перехода российских компаний на удалённую работу в ситуации пандемии

Климова Светлана Гавриловна , ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
sgklimova@mail.ru

Климов Иван Александрович , старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории прикладного сетевого анализа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия
DOI: 10.31857/S013216250014470-0
ID статьи на сайте журнала: 8717


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Климова С. Г., Климов И. А. Опыт перехода российских компаний на удалённую работу в ситуации пандемии // Социологические исследования. 2021. Том 47. № 7. С. 50-60.
DOI: 10.31857/S013216250014470-0

Рубрика:

Экономическая социология

Аннотация

В статье представлены результаты изучения опыта экстренного перехода на удалённую работу российских организаций и предприятий весной 2020 г. Основная цель исследования – проанализировать, как локдаун изменил стратегии управления коллективами: как руководители определяли самые насущные задачи и какие технические возможности, организационные и коммуникативные приемы использовали для их решения. Перевод сотрудников на удаленную работу сопровождался снижением эффективности коллективного труда при увеличении объема рабочего времени; опасениями людей по поводу стабильности своей работы; трудностями делового взаимодействия. Тем компаниям, которые успели до локдауна создать IT-платформы и каналы коммуникации, удалось сравнительно быстро решить производственные задачи. Но проблемы мотивации, вовлеченности, доверия, взаимопонимания и др. не могли оперативно решаться. Кризис сравнительно успешно прошли те организации, которые уже имели в репертуаре своей корпоративной культуры эти навыки. Опыт преодоления трудностей локдауна показал, что эффективная работа вне офиса возможна, если используются управленческие решения, мотивирующие сотрудников на инициативу и кооперацию, на поиск оптимального баланса между контролем и доверием. Следствием стал запрос на корпоративную культуру, предполагающую горизонтальное взаимодействие, сочетание стабильности и изменчивости правил коммуникации, инструменты обратной связи.

Ключевые слова

локдаун; удаленная работа; IT-системы; рабочее время; деловые коммуникации; корпоративная культура; кооперация; мотивация; вовлеченность; доверие

Литература

Селигмен А. Проблема доверия / Пер с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболевой. М.: Идея-пресс, 2002.

Социология пандемии. Проект коронаФОМ / Рук. авт. кол. А. Ослон. М.: ИнФОМ, 2021.

Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. №1. С. 6–17.

Тощенко Ж.Т. Зоны уязвимости в пространстве возможностей // Ядовские чтения: Перспективы социологии. Сборник научных докладов конференции 14–16 декабря 2015 г. / Под ред. О.Б. Божкова и др. СПб.: ЭЙДОС, 2016. C. 182–191.

Широких Е.А. Причины коммуникативных неудач в интернет-дискурсе // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2016. Т. 26. Вып. 3. С. 86–92.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. В.Г. Николаев, С.В. Ромашко. М.: РОССПЭН, 2004.

Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II. Вып. 1(2). С. 72–87.

Castells M. A network theory of power // International Journal of Communication. 2011. Vol. 5. P. 773–787.

Edmondson A.C. Teaming: How Organizations Learn, Innovate, and Compete in the Knowledge Economy. Jossey-Bass, 2012.

Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 1990.

Hall S. Encoding/Decoding // Media and Cultural Studies. Key Works / Edited by M.G. Durham and D.M. Kellner. L.: Blackwell Publishers, 2001. P. 163–173.