Журнал: Социологические исследования

Щекотуров А. В.
Имидж Калининградской области в нарративах мигрантов

Щекотуров Александр Вячеславович ,
ASHCHekoturov@kantiana.ru

DOI: 10.31857/S013216250016979-9
ID статьи на сайте журнала: 9164


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Щекотуров А. В. Имидж Калининградской области в нарративах мигрантов // Социологические исследования. 2022. Том 48. № 6. С. 43-54.
DOI: 10.31857/S013216250016979-9

Рубрика:

Социальная политика. Социальная структура

Аннотация

Имидж региона – предмет интердисциплинарного исследования. Как на международном уровне анализа, так и в отечественных работах в данной области присутствуют концептуально противоречивые подходы и потребность в социологическом сопровождении результатов. Статья преследует цель продемонстрировать теоретико-методологическую ценность и эмпирический потенциал изучения имиджа региона как результата взаимосвязи медийных образов и социальных суждений. Объект исследования – информационное пространство, создаваемое российскими СМИ в отношении Калининградской области. Предмет исследования – воспроизводство медиаобразов Калининградской области в представлениях о регионе социальных групп иммигрантов и эмигрантов. Методы исследования: контент-анализ публикаций СМИ и глубинные интервью. Посредством платформы «Медиалогия» была выгружена генеральная совокупность сообщений российских СМИ о Калининградской области за 2014–2020 гг. (N = 7000), выборочная совокупность составила 2577 публикаций. Глубинные интервью с иммигрантами (N = 45) и эмигрантами (N = 15) проанализированы в программе Atlas.ti. Описана структура информационного поля Калининградской области. Установлено, что в группе иммигрантов доминирует имидж Калининградской области как туристически привлекательного региона международного сотрудничества. Имидж туристически привлекательного региона с развивающейся инфраструктурой преобладает в группе эмигрантов. Под имиджем региона мы предлагаем понимать систему конституирования и воспроизводства представлений и социальных практик (отношений), зависимую от типа используемых ресурсов (информационных источников) и социальной группы акторов (целевой аудитории).

Ключевые слова

имидж региона; социальные представления; образ; СМИ; мигрант; Калининградская область