Журнал: Социологические исследования

Шмерлина И. А.
Русская субъективная школа как альтернативный способ социальной рефлексии

Шмерлина Ирина Анатольевна , ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН
shmerlina@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250022087-8
ID статьи на сайте журнала: 9440


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Шмерлина И. А. Русская субъективная школа как альтернативный способ социальной рефлексии // Социологические исследования. 2023. Том 49. № 1. С. 16-26.
DOI: 10.31857/S013216250022087-8

Рубрика:

История социологии

Аннотация

В статье проблематизируется отнесение русской субъективной школы в версиях П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского к социологической традиции в строгом смысле слова. Специфические особенности этой школы определены не познавательными, а практическими преобразовательными целями, связанными с борьбой за социальную справедливость и за радикальное изменение существующего строя. Проводится сопоставление русской субъективной школы с современным направлением публичной социологии, показаны близость и расхождение этих двух традиций. По мнению автора, русская субъективная школа отвечает не только характерным чертам публичной социологии, но и особенностям «критической социологии» в её понимании М. Буравым, предстающей в качестве рефлексии над методологическими и ценностными основаниями и как альтернативной господствующей «профессиональной социологии». Феномен русской субъективной школы может быть понят как социально-этическое учение, он отражает магистральное развитие социального знания – от социально-философских построений, акцентирующих моменты должного и желательного, к собственно научным социологическим концепциям.

Ключевые слова

русская субъективная школа; П. Л. Лавров; Н. К. Михайловский; этос науки; публичная социология; критическая социология; социально-этическое учение