Журнал: Вестник Института социологии

Оганисьян Ю. С.
Социальные риски малого бизнеса в России

Оганисьян Юлий Степанович, д.и.н., проф., главный научный сотрудник
politsocio@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 248


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Оганисьян Ю. С. Социальные риски малого бизнеса в России // Вестник Института социологии. 2013. № 7. С. 182-195

Рубрика:

Риски современной России

Аннотация

В статье анализируются проблемы развития малого бизнеса в условиях современной России. Доказывается необходимость государственной поддержки для преодоления рисков, которые не позволяют малому бизнесу стать основой экономики страны. Малый бизнес был пионером постсоветского рынка, однако вопреки ожиданиям социологов стал не основой среднего класса, а источником новых социальных изгоев. Научные работники, инженеры, учителя и другие представители советской интеллигенции, захваченные в своё время рыночной стихией, во множестве люмпенизировались, оказались за чертой бедности. Причины этого, видимо, следует искать в характере и условиях перехода к рыночной экономике. Все рентабельные отрасли производства, финансов и торговли оказались под контролем крупных монополий, тесно связанных с политическими элитами. Малый бизнес оказался на обочине приватизации. Считается, что в разработке и коммерциализации новых продуктов и технологий малые инновационные предприятия более эффективны, чем большие фирмы. В России инновационный продукт составляет лишь незначительную часть производства малых предприятий. Макроэкономическая нестабильность, особенно высокий уровень инфляции и бюджетный дефицит в значительной степени объясняют экономическую депрессию и слабое развитие предпринимательства. Политическая нестабильность также оказывала негативное воздействие. В стране продолжает действовать система притеснения малого бизнеса. Делать это просто, так как в российских условиях он далеко не прозрачен, при желании у любого предпринимателя можно найти грехи. Загнанный в угол предприниматель зачастую уходит в тень, начинает жить по криминальным понятиям. Финансовая поддержка малого бизнеса остаётся весьма ограниченной, в основном сводится к разработке программ содействия его развитию. Несмотря на все трудности, малый бизнес в России развивается. Однако этот процесс не столь успешен, как можно было бы ожидать при должном внимании со стороны государства и правительства. Очевидно, что государственная поддержка малому бизнесу жизненно необходима.

Ключевые слова

рыночная экономика, малый бизнес, риски, государственная поддержка, приватизация, предпринимательство