Журнал: Вестник Института социологии
Воронкова О. А.
Развитие публичной сферы в России как необходимое условие разрешения социальных противоречий
Воронкова Ольга Алексеевна, к.пол.н. старший научный сотрудник
olga.voronkova1001@mail.ru
Полный текст
Ссылка при цитировании:
Рубрика:
Публичная сфера как фактор формирования общественного сознанияАннотация
Обострившиеся к началу второго десятилетия XXI века социальные противоречия, выявившие серьёзные различия идеологических установок массового сознания, очевидно требуют скорейшего разрешения. Активно разрабатываемые и реализуемые российской политической элитой технологии погашения разногласий на основе возрождения принципов государственного доминирования в социальной жизни не отвечают требованиям современности. Сложные отношения политических элит и активного общества уже не поддаются объяснениям структурно-функциональных теорий, согласно которым элиты призваны осуществлять однонаправленное руководство массами. В статье рассматриваются современные коммуникативные подходы, акцентирующие двусторонний, взаимодействующий характер отношений правящих элит и общества и развивающие принципы «коммуникативной этики», как наиболее приемлемые для задач поиска взаимопонимания и достижения социального согласия. Необходимым условием разрешения противоречий современного общества становится не стремление к «победе на поле боя», а умение договариваться. В статье поднимаются вопросы развития конкурентно-коммуникативного пространства в России, анализируется теоретическое понятие «публичной сферы», в которой проясняются социальные интересы и требования, приводятся рациональные аргументы в защиту различных точек зрения и формируется дискурсивная культура, предполагающая развитие навыков слушать и слышать оппонента, формирование установок на поиск компромиссов и принятие взаимоприемлемых решений. В статье сравниваются условия становления «публичной сферы» в западноевропейской и российской истории, рассматриваются исторически сложившиеся и современные препятствия на пути становления гражданского сознания в России, а также возможности и перспективы развития публичного пространства.
Ключевые слова
публичная сфера, массовое сознание, идеология, социально-политический дискурс, коммуникативная этика
Содержание выпуска
>> Содержание выпуска № 12, 2015
>> Архив журнала
© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)