Журнал: Вестник Института социологии
Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А.
Социально-гуманитарные профессии в цифровом обществе: восприятие и профессиональная адаптация московских студентов
Пинчук Антонина Николаевна, к.соц.н. старший научный сотрудник Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия
antonina.pinchuk27@bk.ruКарепова Светлана Геннадьевна, к.соц.н. ведущий научный сотрудник Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Svetlran@mail.ruТихомиров Дмитрий Андреевич, к.соц.н. ведущий научный сотрудник Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия
dat1983@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 662
Полный текст
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.662
Рубрика:
Социология молодежи: образование и образ будущегоАннотация
В статье рассматриваются вопросы развития социально-гуманитарных профессий в формирующемся «цифровом обществе» с точки зрения современных студентов, которым предстоит в ближайшее время трудоустраиваться и, следовательно, адаптироваться к динамично меняющимся условиям на рынке труда. С опорой на материалы социологического исследования, проведённого авторами в 2019 г., показано, как воспринимают и оценивают студенты, осваивающие профессиональные социально-гуманитарные знания, роль и значимость своей профессии в цифровом мире, проанализированы их ожидания, опасения и способы профессиональной адаптации. Основой для анализа субъективных представлений послужили 26 полуструктурированных интервью с московскими студентами, осваивающими образовательные программы по социально-гуманитарным направлениям профессиональной подготовки. Респонденты признали, что мир стремительно меняется, и в цифровом обществе следует ожидать реструктуризации профессиональной сферы. Молодые люди полагают, что социально-гуманитарные профессии будут востребованы в будущем, но могут приобрести новое содержание в результате интенсивного освоения в профессиональных практиках цифровых технологий. Исследование позволило выявить представления обучающейся молодёжи о наиболее востребованных в цифровом обществе компетенциях специалистов социально-гуманитарного профиля.
Первые позиции в выстраиваемой респондентами модели компетенций занимают когнитивные, коммуникативные и цифровые навыки. При этом студенты опасаются слишком завышенных требований работодателей к уровню цифровых компетенций выпускников гуманитарных вузов, с которыми, по их мнению, они могут столкнуться при трудоустройстве. Также в восприятии респондентов к востребованным характеристикам современных специалистов относятся адаптивность и способность постоянно учиться. Опрошенные студенты подчеркнули возрастающую роль профессиональной мобильности специалистов с социально-гуманитарным образованием, которые при необходимости могут переквалифицироваться в смежных направлениях профессиональной деятельности. Это отражается и на способах профессиональной адаптации респондентов, в которой сформированы ориентиры на непрерывное образование, связанное с переквалификацией, самостоятельным приобретением новых компетенций, усилением цифровой составляющей профессиональных знаний и навыков.
Ключевые слова
социология, социально-гуманитарные профессии, цифровые технологии, профессиональная адаптация, студенты
Литература
Безюлёва Г. В. 2008. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 320 с.
Готлиб А. С. 2000. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). № 12. C. 5–24.
Дудина В. И. 2015. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. № 6. С. 13–22.
Капелюшников Р. И. 2017. Технологический прогресс – пожиратель рабочих мест? М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 39 с.
Китчин Р. 2017. Большие данные, новые эпистемологии и смена парадигм // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология 4М). № 44. С. 111–152.
Козырева П. М. 2004. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX–XXI веков. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 320 с.
Корель Л. В. 2005. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука. 424 с.
Пинчук А. Н. 2020. Образовательные практики в механизмах адаптации к цифровым трансформациям: концептуальные идеи и методологические подходы // Горизонты гуманитарного знания. № 1. С. 95–114. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1165 DOI: 10.17805/ggz.2020.1.7 (Дата посещения: 29.06.2020).
Россия 2025: от кадров к талантам. 2017 // The Boston Consulting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 (Дата посещения: 29.06.2020).
Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад. // XX Апрельская междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 82, [2]. С. 1–82.
Шваб К. 2019. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. 288 с.
Arntz M., Gregory T., Zierahn U. 2016. The Risk of Automation for Jobs in OECD Countries: A Comparative Analysis, OECD Social, Employment and Migration Working Papers. No 189. Paris. OECD Publishing. http:// dx.doi.org/10.1787/5jlz9h56dvq7-en
Содержание выпуска
>> Содержание выпуска № 34, 2020
>> Архив журнала
© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)