Журнал: Вестник Института социологии

Морозов И. С.
Социологический подход к анализу структурированной внеучебной деятельности и школьной успеваемости среди детей с ограниченными возможностями здоровья

Морозов Илья Сергеевич , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
imorozov@hse.ru

DOI: 10.19181/vis.2021.12.1.704
ID статьи на сайте журнала: 704


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Морозов И. С. Социологический подход к анализу структурированной внеучебной деятельности и школьной успеваемости среди детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. С. 170-187.
DOI: 10.19181/vis.2021.12.1.704

Рубрика:

Трибуна молодого учёного

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о связи структурированных внеучебных занятий и успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная взаимосвязь теоретически обосновывается и изучается в различных социальных науках, включая социологию. Через призму социологических теорий положительная взаимосвязь этих переменных может объясняться благодаря научным работам социологов Коулмэна, Бурдье и Портеса. В данной статье приведён обзор теоретических обоснований положительного влияния внешкольных занятий на школьную успеваемость: «модель развития» и гипотеза «о лидерстве в толпе» Коулмэна, а также понятие «социальный капитал». Взаимосвязь между структурированными внеучебными занятиями и успеваемостью подтверждается и эмпирическими исследованиями в различных странах мира. Однако на данный момент недостаточно внимания уделено изучению этого вопроса на выборках детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых дополнительные занятия являются важным ресурсом адаптации к жизни в обществе, в том числе после получения среднего образования. В области социальных наук дискуссия о взаимосвязи этих параметров также не всегда прослеживается. В выборку проведённого автором исследования вошли обучающиеся по коррекционным программам в школе-интернате российского города-миллионника. При помощи метода линейного регрессионного анализа были построены модели, в которых предсказывался средний балл учеников по школьным предметам на основе данных о продолжительности их обучения по дополнительным программам в художественных и спортивных секциях. Результаты анализа показали, что у детей с психическими нарушениями как в начальной, так и в средней школе продолжительность занятий в художественных секциях положительно связана с их школьной успеваемостью, что говорит о важности таких занятий для достижения успехов в обучении и, как следствие, для успешной адаптации к жизни после школы. Занятия в спортивных секциях значимо не сказываются на школьной успеваемости детей из данной выборки, но и не оказывают негативного влияния. Выводы исследования имеют практическую значимость для руководителей российских коррекционных школ, принимающих решения о необходимости развития дополнительного образования для учеников на базе своих учебных заведений.

Ключевые слова

структурированная внеучебная деятельность, успеваемость, дополнительные занятия, дети с ОВЗ, коррекционное образование, школа-интернат

Литература

 

  1. Малофеев Н. Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке). М.: Институт коррекционной педагогики, 2007. 145 с.
  2.  Abizada A., Gurbanova I., Iskandarova A., Nadirzada N. The Effect of Extracurricular Activities on Academic Performance in Secondary School: The Case of Azerbaijan // International Review of Education. 2020. Vol. 66. № 4. P. 487–507. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-020-09833-2
  3. Bailey R. Sport, Physical Activity and Educational Achievement – Towards an Explanatory Model // Sport in Society. 2017. Vol. 20. № 7. P. 768–788. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2016.1207756
  4. Bourdieu P. The Forms of Capital. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N. Y.: Greenwood Press, 1985.
  5. Bradley J. L., Conway P. F. A Dual Step Transfer Model: Sport and Non-sport Extracurricular Activities and the Enhancement of Academic Achievement // British Educational Research Journal. 2016. Vol. 42. № 4. P. 703–728. DOI: https://doi.org/10.1002/berj.3232
  6. Broh B. A. Linking Extracurricular Programming to Academic Achievement: Who Benefits and Why? // Sociology of Education. 2002. Vol. 75. № 1. P. 69–95. DOI: https://doi.org/10.2307/3090254
  7. Byun S., Pong S.. Children’s Highbrow Cultural Activities and Academic Achievement in Hong Kong // Research in the Sociology of Education. 2016. Vol. 19. P. 123–148. DOI: https://doi.org/10.1108/ S1479-353920150000019006
  8. Champely S. Package ‘pwr’. March 17, 2020. Basic Functions for Power Analysis // URL: https://cran.r-project.org/web/packages/pwr/pwr. pdf (дата обращения: 15.11.2020).
  9. Cohen J. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. Hillsdale, N.J: Routledge. 1988. 400 p.
  10. Coleman J. S. The Adolescent Society: The Social Life of the Teenager and Its Impact on Education. N. Y.: Free Press of Glencoe, 1961.
  11. Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. S95–S120. DOI: https:// doi.org/10.1086/228943
  12. Covay E., Carbonaro W. After the Bell: Participation in Extracurricular Activities, Classroom Behavior, and Academic Achievement // Sociology of Education. 2010. Vol. 83. № 1. P. 20–45. DOI: https://doi. org/10.1177/0038040709356565
  13. Darling N., Caldwell L. L., Smith R. Participation in Schoolbased Extracurricular Activities and Adolescent Adjustment // Journal of Leisure Research. 2005. Vol. 37. № 1. P. 51–76.
  14. Declaration on the Rights of Disabled Persons Proclaimed by General Assembly Resolution 3447 (XXX). 1975 // URL: http://www.ohchr. org/EN/ProfessionalInterest/Pages/RightsOfDisabledPersons.aspx (дата обращения: 15.11.2020).
  15. Denault A. S., Poulin F. Predictors of Adolescent Participation in Organized Activities: A Five‐Year Longitudinal Study // Journal of Research on Adolescence. 2009. Vol. 19. № 2. P. 287–311. DOI: https:// doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00597.x
  16. Dumais S. A. Cohort and Gender Differences in Extracurricular Participation: The Relationship Between Activities, Math Achievement, and College Expectations // Sociological Spectrum. 2008. Vol. 29. № 1. P. 72–100.
  17. Dumais S. A. Elementary School Students’ Extracurricular Activities: The Effects of Participation on Achievement and Teachers’ Evaluations // Sociological Spectrum. 2006. Vol. 26. № 2. P. 117–147. DOI: https://doi.org/10.1080/02732170500444593
  18. Eccles J. S. et al. Extracurricular Activities and Adolescent Development // Journal of Social Issues. 2003. Vol. 59. № 4. P. 865–889.
  19. Feldman A. F., Matjasko J. The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions // Review of Educational Research. 2005. Vol. 75. P. 159–210. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543075002159
  20. Forneris T., Camiré M., Williamson R. Extracurricular Activity Participation and the Acquisition of Developmental Assets: Differences Between Involved and Noninvolved Canadian High School Students // Applied Developmental Science. 2015. Vol. 19. № 1. P. 47–55. DOI: https:// doi.org/10.1080/10888691.2014.980580
  21. Fulmer A. Investigating Relationships Between Academic Achievement and After School Programs in a High School Environment (Doctoral dissertation). University of South Carolina, 2013. 92 p.
  22. Gilman R., Meyers J., Perez L. Structured Extracurricular Activities among Adolescents: Findings and Implications for School Psychologists // Psychology in the Schools. 2004. Vol. 41. № 1. P. 31–41. DOI: https://doi.org/10.1002/pits.10136
  23. Hanson S. L., Kraus R. S. Women, Sports, and Science: Do Female Athletes Have an Advantage? // Sociology of Education. 1998. Vol. 71. № 2. P. 93–110. DOI: https://doi.org/10.2307/2673243
  24. Jordan W. J., Nettles S. M. How Students Invest their Time outside of School: Effects on School-related Outcomes // Social Psychology of Education. 1999. Vol. 3. № 4. P. 217–243. DOI: https://doi. org/10.1023/A:1009655611694
  25. Lin N. Social Capital: A Theory of Social Structure and Action. Cambridge: Cambridge University Press. 2002. 298 p.
  26. Mahoney J. L., Larson R. W., Eccles J. S. Organized Activities as Contexts of Development: Extracurricular Activities, After School and Community Programs. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. 2005. 565 p.
  27. McHale S. M., Crouter A. C., Tucker Corinna J. Free‐Time Activities in Middle Childhood: Links with Adjustment in Early Adolescence // Child Development. 2003. Vol. 72. № 6. P. 1764–1778. DOI: https://doi. org/10.1111/1467-8624.00377
  28. McNeal R. B. Extracurricular Activities and High School Dropouts // Sociology of Education. 1995. Vol. 68. № 1. P. 62–80. DOI: https://doi.org/10.2307/2112764
  29. Moriana J. A. et al. Extra-curricular Activities and Academic Performance in Secondary Students // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2006. Vol. 4. № 1. P. 35–46.
  30. Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. № 1. P. 1–24.
  31. Rehberg R. A. Behavioral and Attitudinal Consequences of High School Interscholastic Sports: A Speculative Consideration // Adolescence. 1969. Vol. 4. № 13. P. 69–88.
  32. Shulruf B., Tumen S., Tolley H. Extracurricular Activities in School, Do They Matter? // Children and Youth Services Review. 2008. Vol. 30. № 4. P. 418–426. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2007.10.012