Журнал: Вестник Института социологии

Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Ишкинеева Г. Ф.
Образ «умного города» Иннополис: концепты и повседневность

Ишкинеева Фарида Фалесовна, к.соц.н., доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
farida1967@mail.ru

Озерова Карина Адгамовна, к.соц.н. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
karina-usm@yandex.ru

Ишкинеева Гузель Фаридовна , Университет Цукубы, Цукуба, Япония
guzel-i@hotmail.com

DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.719
ID статьи на сайте журнала: 719


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Ишкинеева Г. Ф. Образ «умного города» Иннополис: концепты и повседневность // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 2. С. 143-157.
DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.719

Рубрика:

Социальные процессы в регионах РФ

Аннотация

Статья посвящена анализу жизнедеятельности одного из самых молодых городов России – Иннополиса (Республика Татарстан), который строится как высокотехнологичное пространство, спроектированное с учётом современных концепций городского развития. Это амбициозный проект по созданию особой среды, наполненной современной «умной» инфраструктурой и «умными» способами управления, а также пространства с инновационной экономикой, полностью ориентированной на работу крупных, средних и мелких компаний в области высоких технологий и образования в сфере IT.

В фокусе внимания – население города, своеобразие которого заключается в синтезе его экономических, исторических, социально-демографических и этнических характеристик. Это вновь формируемое городское сообщество, где практически каждый житель – новосёл. История города официально началась в 2015 г., социальная структура города находится в стадии формирования. Население представлено преимущественно специалистами в области высоких технологий, по роду занятий – это управленческий персонал, преподавательские кадры, сотрудники IT-компаний. В перспективе эта группа может пополниться выпускниками функционирующего в этом городе первого в стране IT-университета, в котором учатся, помимо отечественных, иностранные студенты. Демографическое своеобразие города – в молодости его жителей: две трети из которых – молодёжь, в том числе студенты. По существу Иннополис – это многогранное городское сообщество, являющееся социальным конструктом, находящимся в стадии формирования.

Исследование Иннополиса и социального самочувствия его жителей – редкая возможность рассмотреть актуальный кейс конструирования «умного города» в современной России. На основе анализа концептуальных подходов к трактовке феномена «умный город» осуществляется анализ соответствия вновь создаваемой городской среды основным параметрам «умного» и эффективного городского развития. Фокус исследования сосредоточен на поиске количественных и качественных индикаторов состояния удовлетворённости жителей и работников города Иннополис своей жизнью в целом. В качестве основного интегрированного индикатора рассматривается уровень удовлетворённости жителей различными аспектами городской среды и уровень счастья. На основе результатов проведённого эмпирического исследования обнаружились определенные различия в оценке респондентами качественных и количественных компонентов жизнедеятельности города. В целом констатируется общий достаточно высокий уровень удовлетворённости городского сообщества новой средой обитания, что является несомненным свидетельством наличия потенциала для дальнейшего развития Иннополиса в качестве «умного города» счастливых людей. Реализация концепции «Умный город» и обеспечение устойчивого городского развития в Иннополисе актуализирует необходимость вовлечения населения в формирование и развитие городского пространства, причём это необходимо и власти, и населению. Для власти это возможность использования социокультурного потенциала жителей для повышения эффективности городского развития, для горожан – возможность реализовывать свои ожидания в пространстве создаваемого «умного города» посредством активного включения в его повседневную жизнедеятельность.

Ключевые слова

«умный город», городская среда, концепты, повседневность, удовлетворённость, индекс счастья, информационно-коммуникационные технологии, городское сообщество, креативный класс, социокультурная среда, устойчивое развитие, релевантный индикатор

Литература

 

  1. Бабуров В. А. Умные города: истории успеха // Градоустройство. 2012. № 12. С. 45–56.

  2. Хуламханова С. Б., Тхалиджоков С. Л., Гергокова М. А. Устойчивое развитие – путь к решению экономических и экологических проблем // Пространство экономики. 2006. № 4-2. С. 316–319.

  3. Abreu M., Grinevich V., Kitson M., Savona M. Absorptive capacity and regional patterns of innovation. Research Report. DIUS RR-08-11, Cambridge MA: MIT, 2008.

  4. Coe A., Paquet G., Roy J. E-governance and smart communities: a social learning challenge // Social Science Computer Review. 2001. No. 19 (1). P. 80–93.

  5. Florida R. L. The rise of the creative class: and how it's transforming work, leisure, community and everyday life. New York: Basic Books, 2002. P. 10–14.

  6. Graham S., Marvin S. Telecommunications and the city: electronic spaces, urban place. London: Routledge, 1996. P. 96–100.

  7. Hollands R. G. Will the real smart city please stand up? // City. 2008. No. 12 (3). P. 303–320.

  8. Joss S. «Smart City»: A Regressive Agenda University of Westminster. URL: https://www.westminster.ac.uk/news/2016/smart-city-a-regressive-agenda (дата обращения: 30.11.2017).

  9. Komninos N. Intelligent cities: innovation, knowledge systems and digital spaces. London: Spon Press, 2002. P. 20–22.

  10. Mark E. Hepworth Planning for the Information City: the Challenge and Response First Published August 1, 1990. DOI: https://doi.org/10.1080/00420989020080501

  11. Neirotti P., De Marco A., Cagliano A. C., Mangano G., Scorrano F. Current trends in Smart City initiatives: Some stylised facts // Cities. 2014. No. 38. P 25–36. DOI: 10.1016/j.cities.2013.12.010

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 37, 2021
>> Архив журнала

«умный город», городская среда, концепты, повседневность, удовлетворённость, индекс счастья, информационно-коммуникационные технологии, городское сообщество, креативный класс, социокультурная среда, устойчивое развитие, релевантный индикатор

&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.fnisc.ru%3A&rft.date=2021&rft.au=">