Журнал: Вестник Института социологии

Самсонова Е. А.
Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов

Самсонова Евгения Андреевна , Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия
samsonova-ea@ranepa.ru

DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.837
ID статьи на сайте журнала: 837


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Самсонова Е. А. Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 179-192.
DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.837

Рубрика:

Трибуна молодого учёного

Аннотация

В статье представлены результаты авторского исследования, проведённого в вузах города Новосибирска. Автор исходит из того, что модернизация образования оказывает влияние не только на образовательный процесс в рамках оптимизации преподавания, условий и качества образования, но и на самих его участников, в том числе преподавателей.

Реализация национального проекта «Образование», переход к цифровым технологиям в образовании, современные социально-политические и экономические реалии приводят к принципиальным изменениям условий функционирования высших учебных заведений, росту требований к качеству профессиональной подготовки и появлению новых функций и обязанностей преподавателей. Практика показывает, что нововведения оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на образовательную среду и самих преподавателей как ключевых субъектов реализации образовательной деятельности. По итогам проведённого анализа собранных в ходе полевого исследования данных, автор приходит к выводу, что профессиональное выгорание преподавателя как синдром ответной реакции, проявляющийся в истощении, снижении продуктивности деятельности, деперсонализации является следствием действия системы факторов. Опираясь на результаты исследования, автор рассматривает широкий спектр профессиональных рисков, выделяя причины возникновения и управленческие переменные, способствующие проявлению профессионального выгорания у преподавателей. Инструментарий исследования позволил определить причины профессионального выгорания, наличие симптомов и признаков, уровень истощения, деперсонализации и редукции. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что усложнение условий профессиональной деятельности, в силу действия системы социологических факторов, приводит к увеличению числа преподавателей с выраженной степенью профессионального выгорания вне зависимости от уровня занимаемой должности, при этом установлена зависимость степени выгорания от стажа преподавательского труда. Также определены области профессиональной деятельности, наиболее уязвимые для деформаций, и возможные меры профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания. Установлено, что профессиональное выгорание преподавателей отрицательно влияет на качество образовательного процесса, приводит к проблемам в кадровом обеспечении вузов и требует разработки управленческих решений по оптимизации образовательной среды с целью минимизации профессиональных рисков и снижения негативного воздействия факторов на здоровье и деятельность преподавателей вузов.

Ключевые слова

социологические факторы, высшее образование, управление образованием, преподаватели вузов, организационная культура, профессиональное выгорание, риски профессионального выгорания, качество образования

Литература

 

  1. Асеева И. А. Готовы ли россияне к новой антропотехнореальности? // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 141–156. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.650
  2. Васильев И. А. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс // Социологический журнал. 2013. № 4. С. 72–88. DOI: 10.19181/socjour.2013.4.437
  3. Джейранова М. О., Жданова Д. Р., Рубизова А. А., Богданова Т. М. Синдром эмоционального выгорания у преподавателей медицинских вузов // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19166 (дата обращения: 12.06.2022).
  4. Кошарная Г. Б., Данилова Е. А., Маракаева К. М. Корпоративная система управления здоровьем // Siberian Socium. 2020. Т. 4. № 2(12). С. 76–89. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-2-76-89
  5. Курганова И. Ю. Эмоциональное выгорание в деятельности педагога // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 3 (39). С. 24–26.
  6. Опросник «Профессиональное выгорание». URL: http://imc-mosk.ru/files/Napravlenie%20deyatelnosti/zdorovie/oprosnik-professional-noe-vygoranie.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
  7. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011. 56 с.
  8. Пак С. Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 12.06.2022).
  9. Попова И. П. Самостоятельность в работе: взгляд на долговременные тенденции // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 249–267. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.619
  10. Проказина Н. В., Ланцев В. Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы образования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 157–173. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651
  11. Сергеева О. Н. Профессиональное выгорание и социальное здоровье педагога: исследование проблемы // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1(33). С. 38–40.
  12. Яхно А. А. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание в системе здравоохранения Российской Федерации // Альманах сестринского дела. 2009. Т. 2. № 2. С. 34–39.
  13. Freudenberger H. J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. № 30(1). Р. 159–165.
  14. Maslach C., Leiter M. P. Chapter 43 – Burnout // Stress: Concepts, Cognition, Emotion, and Behavior / Ed. by G. Fink. Academic Press, 2016. P. 351–357.
  15. Schaufeli W. B., Leiter M. P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. 2009. No. 14(3). Р. 204–220.