Журнал: Вестник Института социологии

Константиновский Д. Л.
Образование – для кого и зачем?

Константиновский Давид Львович, д.соц.н. главный научный сотрудник
scan21@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 89


 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л. Образование – для кого и зачем? // Вестник Института социологии. 2010. № 1. С. 411-419

Рубрика:

XVII Всемирный социологический конгресс

Аннотация

В институте образования отображается дифференциация, существующая и усиливающаяся в нашем обществе: в соответствии со спросом населения одни вузы дают образование (а значит, в будущем, профессию, стабильный хороший статус, интересную работу и т. д.), другие – только дипломы (с ними всё же зарплата выше и безработица меньше, чем без них). Стремление получить диплом университета – наиболее общая характеристика устремлений российской молодёжи. Согласно данным статистики и обследований, только имеющие высшее образование получают в России более высокую заработную плату, кроме того, безработица среди обладателей университетских дипломов наименьшая. Университеты, дающие хорошее образование, ориентированы на международное сотрудничество. Интернационализация образования одна из наиболее интенсивно обсуждаемых тем в российском образовательном и научном сообществе. С одной стороны, работодатели подтверждают существенность интернационализации, они всё чаще настаивают на том, что выпускники университетов должны иметь такие профессиональные качества, которые позволяли бы им работать в международной среде, участвовать в реализации международных проектов. Международная деятельность университета влияет на регион, в котором он расположен: регион активнее интегрируется в международное сотрудничество; получает доступ к научным достижениям, новым материалам и передовым технологиям; приобретает возможности для межкультурной коммуникации. Другие университеты дают не качественное образование, а дипломы после нескольких лет пребывания в числе студентов. Однако многие выпускники школ и их родители заинтересованы в таком образовании, поскольку работодатели зачастую ставят наличие диплома условием приёма на работу. Молодые люди, не получающие хорошего образования, не могут не видеть различий между своими жизненными шансами и возможностями тех, кого ждут иные жизненные пути. Существенный дисбаланс между ожиданиями и реальностью ведёт к деформации ценностей и социальных ориентаций. Осознание невозможности достичь желаемого статуса, намеченного жизненного стандарта неминуемо вызывает перманентную неудовлетворенность человека своим положением. Происходит разрушение идеалов, усиливается недоверие к социальным институтам и ценностям, возникает предрасположенность к девиантному поведению, молодёжь становится идеальным объектом манипуляций, включая политические.

Ключевые слова

образование, высшее образование, диплом, псевдо-образование, вуз.

Литература

1. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / Под ред. В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капелюшникова. М.: Издат. Дом ГУ–ВШЭ, 2007. С. 343–402.