Журнал: Наука. Культура. ОбществоЧанкова Е. В.Социокультурная дифференциация проявлений коммуникативной компетентности молодежи DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.4. EDN: FQHVOQ Чанкова Елена Вадимовна Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия Ссылка при цитировании: Чанкова Е. В. Социокультурная дифференциация проявлений коммуникативной компетентности молодежи // Наука. Культура. Общество. 2023. Том. 29. № 3. С. 82-97.DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.4. EDN: FQHVOQРубрика: Исследования социокультурных процессов в гражданском обществеАннотация: Коммуникативная компетентность молодёжи рассмотрена с позиций феноменологии, социальной реальности, когда интерсубъективные взаимодействия акторов определяют складывающуюся в сознании субъективную картину представлений об общении. Отмечена ключевая роль процессов смыслообразования в социальной коммуникации и коммуникативной компетентности. В становлении личностных и социокультурных смыслов коммуникации участвуют знания и ценности коммуникации, нормы общения, коммуникативные умения и способы поведения – определяющие структуру коммуникативной компетентности, направленной на поддержание социальности, социальных связей. Поскольку формирование социальной реальности отличается дифференциацией, и сама молодёжь как социальная группа дифференцирована, целью статьи явилось выявление связей между основными дифференцирующими признаками и проявлениями коммуникативной компетентности молодёжи. Рассмотрены дифференцирующие демографические показатели: гендер, тип поселения, уровень образования, регион проживания. Гендер рассмотрен как ведущий дифференцирующий признак. Измеряемые показатели коммуникативной компетентности: смыслы общения, нормы коммуникации, коммуникативные умения. Проведённый анализ показал наличие связей между дифференцирующими признаками и проявлениями коммуникативной компетентности: на фоне доминирования терминальных ценностей и соответствующих им умений в сочетании с ориентацией на изменение нормы коммуникации как основных характеристик в структуре коммуникативной компетентности опрошенной молодёжи, выявлено, что сельские юноши и девушки в большей степени, чем городские, привержены стабильности в норме взаимодействия; респонденты, имеющие полное общее среднее образование, а также девушки из федеральных центров, являются наиболее выраженными носителями терминальных ценностей коммуникации. Молодые мужчины и женщины Вологодского региона лидируют среди других регионов в ориентации на инструментальные ценности общения, мужчины этого региона – самая малочисленная по проявленности ряда коммуникативных умений, в том числе инструментальных. Данные связи отражают как расширение социальной реальности и коммуникативной компетентности опрошенной молодёжи за счёт её социокультурной дифференциации, так и указывают на наличие определённых проблем, как социокультурного, так и более широкого характера, что требует обсуждения.Ключевые слова: коммуникативная компетентность молодежи; социальная реальность; дифференцирующие признаки проявления коммуникативной компетентностиЛитература:1. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб. : Питер, 2011. 288 с. ISBN 978-5-459-00385-7. EDN SDPZKN.2. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М. : Астрель, 2004. 511 с. ISBN 5-88721-203-9. EDN SMURBL.3. Зубок Ю. А, Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 3. С. 3–13. DOI 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1. EDN YLIAHZ.4. Жуков Ю. Н. Коммуникативный тренинг. М. : Гардарики, 2003. 223 с. ISBN 5-8297-0163-4. EDN QXHBBL.5. Адамьянц Т. З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. № 1(53). С. 130–139. EDN ILKDGB.6. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М. : Смысл, 2003. 487 с. ISBN 5-89357-082-0.8. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб. : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1996. 320 с. ISBN 5-7621-0020-0. EDN TLHFMZ.9. Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности : автореф. дис. … д-ра социолог. наук : 22.00.06/ Чанкова Елена Вадимовна. М., 2018. 40 с. EDN BQLMJF.10. Щюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. С. 72–87. EDN NRBVHZ.11. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М. : Инфра-М, 2014. 352 с. ISBN 978-5-16-009348-2. EDN XRTSUR.12. Зубок Ю. А. Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 10–30. DOI 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-2. EDN CUCVFI.13. Селиверстова Н. А., Чанкова Е. В. Социокультурно воспроизводство коммуникативных компетенций в молодёжной среде // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 31–46. DOI 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-3. EDN JAQKYX.14. Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1(61). С. 18–30. DOI 10.21685/2072-3016-2022-1-2. EDN WMHQDW.15. Отходники / Ю. М. Плюснин, Я. Д. Заусаева, Н. Н. Жидкевич [и др.]. М. : Новый хронограф, 2013. 376 с. ISBN 978-5-94881-239-7. EDN XYBDGX.16. Сазонова А. Л. Любовь как основной компонент духовно-нравственной основы образования и воспитания // Как наш слово отзовется: гуманитарное образование в развитии российского социума и человека : Сб. матер. междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 15–16 марта 2017). Шадринск : ШПГУ, 2017. С. 556–567.Сведения об авторахЧанкова Елена Вадимовна Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россиядоктор социологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г. В. Плеханова; профессор МГТУ им. Н. Э. БауманаСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2023. Том. 29. № 3. >> Архив журнала