Журнал: Уровень жизни населения регионов России

Хмелевская С. А.
Сервисная модель науки, или к вопросу об изменении статуса науки в обществе

DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.9

Хмелевская Светлана Анатольевна
МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, Российская Федерация


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Хмелевская С. А. Сервисная модель науки, или к вопросу об изменении статуса науки в обществе // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том. 17. № 3. С. 389-398.
DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.9

Рубрика:

ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Переход социума на постиндустриальную стадию развития и формирование общества потребления существенно изменили статус науки, что нашло отражение в культуре постмодернизма. Прежний статус науки в культуре модерна основывался на её роли как базисного эпистемологического субъекта, продуцирующего истинные знания. Новый статус науки следует из роли науки в сфере услуг и понимания науки как одного из субъектов этой сферы, что было закреплено в понятии «сервисная наука». Появление сервисной науки обусловлено рядом причин: увеличивающейся дороговизной научных исследований и ограниченностью источников государственного финансирования, переводом ряда научных организаций на самофинансирование и пр. Феномен сервисной науки стал реальностью. Его осмыслением занята современная философия науки и, в частности, социальная эпистемология, которая акцентирует внимание, как на достоинствах сервисной науки, так и на её негативных чертах. С одной стороны, сервисная наука ускоряет процесс развития научных знаний, перераспределяет функции между научными организациями в целях ускорения вычислений, снижения издержек и пр. С другой стороны, переход к сервисной науке привёл к падению авторитета науки как самостоятельного социального института, снижению его значимости как общественного достояния, а отношения «заказчик/потребитель услуг - исполнитель услуг» выступают теперь в качестве доминирующих в сфере научной деятельности, что делает науку зависимой от заказчика (в частности, в выборе тематики научных исследований и пр.). Это опасно в том плане, что научные исследования и разработки начинают ориентироваться на сиюминутный спрос, за которым, в конечном итоге, скрывается стремление заказчика получить б?льшую прибыль здесь и сейчас. Вместе с тем сервисная наука - это, хотя и преобладающая, но всё-таки лишь часть современной науки. Однако дальнейшее развитие науки предполагает всё большую её погруженность в сферу услуг, что уже сейчас видно на примере развития технонауки.

Ключевые слова:

наука; сервисная наука; общество потребления; культура постмодернизма; сфера услуг; социальная эпистемология; отношения «исполнитель - заказчик»; технонаука

Литература:

  • 1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: АСТ, 2021. 384 с. ISBN 978-5-17-122729-6.
  • 2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с. ISBN 978-5-91478-023-1.
  • 3. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Сочинения : В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1971. С. 483-519.
  • 4. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Сочинения: В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 85-547.
  • 5. Джеймeсон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.
  • 6. Казарина Л.А., Казарина М.В. Об услугах в сфере научного обслуживания // Сервис plus. 2016. Том 10. № 2. С. 3-8. DOI: 10.12737/19452.
  • 7. Достоинство знания как проблема современной эпистемологии. Материалы «Круглого стола» / Б.И. Пружинин и др. // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 20-56.
  • 8. Касавин И.Т. Наука как политический субъект // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 3-14. DOI: 10.31857/S013216250009293-5.
  • 9. Коленков А.А. Правовой режим оказания услуг по законодательству Российской Федерации // Юрист. 2017. № 3. С. 19-21.
  • 10. Костина А.О. Нормативность, экспертиза и эпистемологический патернализм в философии науки. Обзор номеров журнала «Метафилософия» // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 2. С. 229-241. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201956240.
  • 11. Кошовец О.Б., Фролов И.Э. «Прекрасный новый мир»: о трансформации науки в технонауку // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 1. С. 20-31.
  • 12. Родрик Д. Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки». М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. 256 с. ISBN 978-5-93255-481-4.
  • 13. Постнеклассика: философия, наука, культура /отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. - СПб.: Мiръ, 2009.
  • 14. Трушина Н.И. Патентование генов: философские, правовые и этические аспекты // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 15-17.
  • 15. Фёдоров М.В., Пешина Э.В. Современные концепции производства знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 6-12.
  • 16. Фуллер Ст. Постправда: Знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2021. 368 с.
  • 17. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 456 с.
  • 18. Хмелевская С.А. К вопросу о повышении пенсионного возраста, или интеллектуальный сервилизм // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 43-47.
  • 19. Юдин Б.Г. Так что же происходит в науке? // Эпистемология и философия науки. 2011. № 4. С. 60-65.
  • 20. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Сочинения : В 2- х. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 53-656.
  • 21. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. London, 1976; 2 ed. Chicago, 1991. 204 р. ISBN 0-226-06096-9.
  • 22. Fuller St. New Frontiers in Science and Technology Studies. Wiley, 2007. 240 р. ISBN 0745636934.
  • 23. Giarini О. New Paradigm in the Service Economy. The Search of Economics for Scientific Credibility: In between Hard and Soft Sciences // Cadmus. 2014. Vol. 2. № 3. Pp. 94-120.
  • 24. Goldman A.I. Group knowledge versus group rationality: two approaches to social epistemology // Episteme. 2004. Vol. 1. No. 1. Р. 11-22. DOI: 10.3366/epi.2004.1.1.11.
  • 25. Grossman R.L., Heath A., Murphy M., Patterson M., Wells W. A Case for Data Commons: Towards Data Science as a Service // Computing in Science and Engineering. 2016. № 18 (5). Р. 10-20. DOI: 10.1109/MCSE.2016.92.
  • 26. Kenessey Z. The primary, secondary, tertiary and quaternary sectors of the economy // Review of Income and Wealth. 1987. Vol. 33. № 4. P. 359-385. DOI: 10.1111/j.1475-4991.1987.tb00680.x.
  • 27. Madduri R.K., Foster I. Science as a Service: How on-demand computing can accelerate discovery // Conference: Proceedings of the 4th ACM workshop on Scientific cloud computing. June 2013. DOI: 10.1145/2465848.2480345.
  • 28. Merton R.K. The Institutional Imperatives of Science // Sociology of Science / Ed. B. Barnes. L.: Penguin Books, 1972. P. 65-79.
  • 29. Merton R.K. The Sociology of Science. Chicago: Chicago University Press, 1973. P. 267-278.
  • 30. Miles S. Consumerism as a Way of Life. London: SAGE, 1998. 174 р.
  • 31. Smart В. Consumer society. Sage Publications, 2010. 264 р.
  • 32. Williams-Jones B. History of a gene patent: tracing the development and application of commercial BRCA testing // Health Law Journal. 2002. Vol. 10. P.123-146.

Сведения об авторах


Хмелевская Светлана Анатольевна
МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, Российская Федерация
доктор философских наук, профессор, философский факультет, кафедра философии естественных факультетов, профессор

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 17. № 3.
>> Архив журнала