Журнал: Гуманитарий Юга РоссииАтанесян А. В.Опыт определения и типологии «фейковых новостей» DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.4. EDN: CRLQDR Атанесян Артур Владимирович Ереванский государственный университет, Ереван, Армения Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Атанесян А. В. Опыт определения и типологии «фейковых новостей» // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 5. С. 55-67.DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.4. EDN: CRLQDRРубрика: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕАннотация: Целью исследования является определение и типологизация «фейковых новостей», исходя из структурно-содержательных особенностей новостных и околоновостных потоков, а также актуального опыта классификации «фейков» в немногочисленных современных публикациях западных и отечественных авторов. Методологическая база исследования включает структурный подход к новостному контенту, а также критический подход к определениям «фейковых новостей» на основе существующего опыта. Результаты исследования. «Фейковые новости» типологизированы по форме подачи и особенностям контента, а также рассмотрены факторы их распространения в СМИ и социальных медиа. Несмотря на распространенные попытки сузить содержание понятия «фейковые новости» и исключить из него ряд категорий, непосредственно не связанных с новостями, а также представить их создание и распространение как продукт преимущественно социальных медиа, предлагается более реалистичный подход, основанный на политизированности прежде всего традиционных СМИ и предполагающий их ангажи рованность. Соответственно, предлагается расширить рамки выявления «фейковых новостей» с включением в их типологизацию различных форм пропаганды, политической рекламы, в некоторых случаях - политического юмора и других форм околоновостной информации, подаваемой и воспринимаемой аудиторией в качестве новостных сюжетов. Перспективы исследования. Исследование «фейковых новостей» перспективно с точки зрения эффективности управления информационными потоками, информационной безопасности общества, а также дальнейшего развития актуальных теоретико-прикладных направлений в социологии коммуникаций, политической социологии и журналистике. Литература:1. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры - М. : Республика: Культурная революция, 2006. - 268 с. (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-01894-7.2. Липпман У. Общественное мнение. - М. : Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004 (ППП Тип. Наука). - 382 с. - ISBN 5-93947016-5.3. Манойло А. В. Зарубежные научные подходы к исследованию «фейковых новостей» в мировой политике / А. В. Манойло, А. Э. Попадюк // Россия и современный мир. - 2020. - № 2(107). - С. 285-300. - DOI 10.31249/rsm/2020.02.17. - EDN RAOKWI.4. Жолудь Р. В. Фейковые новости в Эру постправды: функциональные аспекты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2019. - № 3. - С. 101-104. - EDN DVEZIP.5. Atanesyan A. Media Framing on Armed Conflicts: Limits of Peace Journalism on the Nagorno-Karabakh Conflict // Journal of Intervention and Statebuilding. - 2020. - № 14(4). - Pp. 534-550. - DOI: 10.1080/17502977.2020.1780018.6. Qelik H. The Myth of Objectivity in the News and Internet Journalism in Turkey // International of Journal Turcologia. - 2012. - № VII. - Pp. 113-130.7. Damstra A. What Does Fake Look Like? A Review of the Literature on Intentional Deception in the News and on Social Media / A. Damstra, H. G. Boomgaarden, E. Broda, E. Lindgren et al. // Journalism Studies. - 2021. - № 22(14). - Pp. 1947-1963. - DOI: 10.1080/1461670X.2021.1979423/.8. Egelhofer J. L. Fake news as a twodimensional phenomenon: a framework and research agenda / J. L. Egelhofer, S. Lecheler // Annals of the International Communication Association. - 2019. - DOI: 10.1080/23808985.2019.16027829. Entman R. M. Cascading Activation: Contesting the White House’s Frame After 9/11 // Political Communication. - 2003. - № 20. - Pp. 415-432.10. Guess A. Misinformation, Disinformation, and Online Propaganda / A. Guess, B. Lyons // N. Persily & J. Tucker (Eds.) Social Media and Democracy: The State of the Field, Prospects for Reform (SSRC Anxieties of Democracy). Cambridge: Cambridge University Press, 2020. - Pp. 10-33.11. Jowett G. S. Propaganda and Persuasion (5th ed.). / G. S. Jowett, V O’Donnell. - London : Sage, 2012. - 422 p.12. Molina M. D. «Fake News» Is Not Simply False Information: A Concept Explication and Taxonomy of Online Content / M. D. Molina, S. S. Sundar, T. Le, D. Lee // American Behavioral Scientist. - 2021. - № 65(2). - P. 180212. - DOI: 10.1177/0002764219878224.13. Marin-Sanchiz C. R. Survival Strategies in Freelance Journalism: An Empowering Toolkit to Improve Professionals’ Working Conditions / C. R. Marin-Sanchiz, M. Carvajal, J. L. Gonzalez- Esteban // Journalism Practice. - 2021. - № 1-24. - DOI: 10.1080/17512786.2021.1929414.14. Palczewski M. The term news - its concept and definition in Anglo-Saxon tradition. A review and classification attempt // Studia Medioznawcze. - 2009. - №3 (38). - Pp. 50-65.15. Simons G. The what, how and why of fakenews: An overview. World of Media / G. Simons, A. Manoilo // Journal of Russian Media and Journalism Studies. - 2021. - № 2. - Pp. 35-54. - DOI: 10.30547/worldofmedia.2.2021.2.16. Tandoc Jr. E. C. Defining «Fake News» / E. C. Tandoc Jr., Lim Zh Wei, R. Ling // Digital Journalism. - 2018. - № 6(2). - Pp. 137-153. - DOI: 10.1080/21670811.2017.1360143.Сведения об авторахАтанесян Артур Владимирович Ереванский государственный университет, Ереван, АрменияДоктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологииСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 5. >> Архив журнала