Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Андреенкова А. В.
Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.1. EDN: ADRPHA

Андреенкова Анна Владимировна
Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Андреенкова А. В. Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Том. 12. № 1. С. 6-24.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.1. EDN: ADRPHA

Рубрика:

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Выражение признательности

Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ 23-18-00635 «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е, – лонгитюдное исследование через 30 лет».

Аннотация:

Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений – определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро- и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое – исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методол огических подходов к изучению жизненного пути предлагается объед инить в две большие категории – синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода – глубинных интервью – позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.

Литература:

  • 1. Havighurst R. J. Developmental tasks and education. 3rd ed. NY : Addison-Wesley Longman Ltd, 1972. 119 р. ISBN 978-0679300540.
  • 2. Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. A motivational theory of life-span development // Psychological Review. 2010. № 117 (1). P. 32–60. DOI 10.1037/a0017668.
  • 3. Абдульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М. : Мысль, 1977. 224 с. EDN WABAXX.
  • 4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев : Рипол Классик, 1984. 207 c.
  • 5. Berne E. Principles of group treatment. Oxford : Oxford University Press, 1966. 400 p. ISBN 978-0195011180.
  • 6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова ; сост. В. П. Лисенкова. М. : Педагогика, 1980. 232 c.
  • 7. Кон И. С. Социологическая психология. Воронеж : МОДЭК, 1999. 560 с. ISBN 5-89395-106-9.
  • 8. Elder G. H. Jr. Children of the Great Depression: Social Change in Life Experience. Chicago : University of Chicago Press, 1974. 400 р.
  • 9. Sullivan A., Brown M., Hamer M., Ploubidis G. B. Cohort Profile Update: The 1970 British Cohort Study (BCS70) // International Journal of Epidemiology. Vol. 52, № 3. 2023. P. e179–e186. DOI 10.1093/ije/dyac148.
  • 10. Elliott J., Shepherd P. Cohort profile: 1970 British Birth Cohort (BCS70) // International Journal of Epidemiology. 2006. Vol. 35, № 4. P. 836–843. DOI 10.1093/ije/dyl174.
  • 11. Methods of Life Course Research: Qualitative and Quantitative Approaches / Eds. J. Z. Giele, G. H. Elder Jr. Thousand Oaks, CA : SAGE Publications, 1998. DOI 10.4135/9781483348919.
  • 12. Settersten R. A., H?gestad G. O. What’s the latest? Cultural age deadlines for family transitions // The Gerontologist. 1996. Vol. 36, № 2. P. 178–188. DOI 10.1093/geront/36.2.178.
  • 13. Bras H., Liefbroer A., Elzinga C. H. Standardization of pathways to adulthood? An analysis of Dutch cohorts born between 1850 and 1900 // Demography. 2010. Vol. 47, № 4. P. 1013–1034. DOI 10.1007/BF03213737.
  • 14. Zimmermann O. Destandardization in later age spans in Western Germany: Evidence from sequence analysis of family life courses // Advances in Life Course Research. 2020. Vol. 43. P. 1–15. DOI 10.1016/j.alcr.2019.04.017.
  • 15. Br?ckner H., Mayer K. U. De-Standardization of the Life Course: What it Might Mean? And if it Means Anything, Whether it Actually Took Place? // Advances in Life Course Research. 2005. Vol. 9. P. 27–53. DOI 10.1016/S10402608(04)09002-1.
  • 16. Billari F. C., Liefbroer A. C. Towards a new pattern of transition to adulthood? // Advances in Life Course Research. 2010. Vol. 15, № 2-3. P. 59–75. DOI 10.1016/j.alcr.2010.10.003.
  • 17. Захаров С. В. Ценностно-нормативные «расписания» человеческой жизни: Представления жителей разных стран о том, когда девушка становится взрослой / Россия в Европе : по материалам международного проекта «Европейское социальное исследование» / А. В. Андреенкова, В. Г. Андреенков [и др.] ; под общ. ред. А. В. Андреенковой, Л. А. Беляевой. Москва : Academia, 2009. С. 347–379. EDN AYHTKQ.
  • 18. Митрофанова Е. С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6, № 4. C. 53–82. DOI 10.17323/demreview.v6i4.10427. EDN GSPPFS.
  • 19. Newcomb T., Koenig K. E., Flacks R., Warwick D. P. Persistence and change: Bennington College and its students after 25 years. New York : Wiley, 1967. 292 р. ISBN 978-0471633808.
  • 20. Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. Проблемы труда и личности / Отв. ред. Г. В. Осипов ; АН СССР ; ИКСИ ; ССА. М. : Наука, 1970. С. 38–53.
  • 21. Caspi A., Bem D. J. Personality Continuity and Change across the Life Course // Handbook of Personality: Theory and Research / Ed. by L. A. Pervin. N.Y. : Guilford, 1990. P. 549–575.
  • 22. Biesanz J. C, West S. G., Kwok O-M. Personality over time: methodological approaches to the study of short-term and long-term development and change // Journal of Personality. 2003. Vol. 71, № 6. P. 905–942. DOI 10.1111/14676494.7106002. EDN EUDBDB.
  • 23. Roberts B. W., Wood D., Smith J. L. Evaluating Five Factor Theory and social investment perspectives on personality trait development // Journal of Research in Personality. 2005. Vol. 39, № 1. P. 166–184. DOI 10.1016/j.jrp.2004.08.002.
  • 24. Chopik W. J., Kitayama S. Personality change across the life span: Insights from a cross-cultural, longitudinal study // Journal of Personality. 2018. Vol. 86, № 3. P. 508–521. DOI 10.1111/jopy.12332. EDN VCUNTI.
  • 25. Inglehart R. F. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton : Princeton University Press, 1990. 504 p. ISBN 978-0691022963.
  • 26. Brim O. G. Jr., Wheeler S. Socialization after Childhood: Two Essays. New York : Wiley, 1966. 116 p. ISBN 978-0471104186.
  • 27. Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. 381 c. ISBN 978-5-7598-0960-9. EDN SDSRBR.
  • 28. Sch?tze F. Biographieforschung und narratives Interview // Neue Praxis. 1983. Vol. 13, № 3. P. 283–293.
  • 29. Biography and Society / D. Bertaux (ed.). Beverly Hills : Sage, 1981. 309 p. ISBN 0-8039-9800-7.
  • 30. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографический метод в социологии / В. Семёнова, Е. Фотеева, М. Малышева [и др.] ; ред. Д. Берто, В. Семёнова, Е. Фотеева. М. : ИС РАН, 1996. 426 c. EDN VKDFTB.

Сведения об авторах


Андреенкова Анна Владимировна
Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 12. № 1.
>> Архив журнала