Журнал: Гуманитарий Юга России

Силласте Г. Г.
Наука и образование как сферы самореализации креативной деятельности женщин в процессе достижения гендерного равноправия (Часть I)

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.3. EDN: GGDLSO

Силласте Галина Георгиевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Силласте Г. Г. Наука и образование как сферы самореализации креативной деятельности женщин в процессе достижения гендерного равноправия (Часть I) // Гуманитарий Юга России. 2024. Том. 13. № 1. С. 56-77.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.3. EDN: GGDLSO

Рубрика:

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Цель исследования – анализ эволюции процесса самореализации и креативной деятельности женщин в сфере науки и образования как индикатора достижения гендерного равноправия. Методологическая база исследования основана на позициях гендерной социологии как частной социологической теории, объектом исследования которой являются две социогендерные общности: мужская и женская. Принципиальной особенностью социологического изучения эволюции социального статуса и самореализации женщин является обращение к той частной социологической теории, на базе которой раскрывается процесс интеграции социогендерной общности в изучаемую сферу. В нашем случае – это наука и соответственно – социология науки, социология образования как частные социологические теории, раскрывающие социальную специфику возможностей развития социогендерной общности в данной сфере. Поколенческий подход к изучению процесса самореализации женщин в сфере науки и образования позволяет выделить третий субъектный носитель изучаемого процесса: студенческая молодежь (молодежь), анализ которой опирается на социологию студенчества как частную социологическую теорию. Результаты исследования. 1. Эволюция интеграции женщины в науку прошла четыре этапа своего развития: этап первый – латентный (скрытый). Он синхронизирован с развитием первой волны феминизма; этап второй – с начала 20 века до начала 60-х годов. Этап мирового признания статуса «женщины-ученого» и обеспечение права женщин на высшее образование в СССР и странах социалистического лагеря; – этап третий – с 60-х до 90-х годов 20 столетия. Синхронизируется с развитием третьей волны феминизма – этап последовательной феминизации науки, активной интеграции женских научных ресурсов в экономику и развитие; этап четвертый – с середины 90-х годов 20 столетия до настоящего времени. Этап глобализации, цифровизации жизни общества, синхронизирующийся с окончанием третьей и вступлением в действие четвертой волны феминизма. Это этап перераспределения женских научных ресурсов в сферах научной, образовательной, общественно-полезной и медийной деятельности. 2. Новая гендерная структура научного сообщества повлияла на процесс пополнения кадров в аспирантуре и докторантуре государственных вузов, от которых зависит квалификационный состав вузовских научно-преподавательских кадров. 3. Процесс ускоренной феминизации кадров высшей школы и науки в постсоветский период привел к существенному преобладанию женщин среди руководящего состава вузов, штатного состава преподавателей, но одновременно повысив на два года средний возраст ППС вузов. Активно протекал процесс поколенческой смены ученых и профессорско-преподавательского состава вузов. Вместе с тем средний возраст преподавателей российской высшей школы рос медленнее, чем средний возраст населения, занятого в экономике. 4. В сфере российской науки сложилось устойчивое противоречие между представительством женщин в отечественной науке (оно выше, чем во многих других странах) и использованием социогендерного ресурса человеческого капитала, неэквивалентной оценкой труда ученых независимо от гендерного фактора. Ведущими мотивами выбора научной карьеры женщинами и мужчинами являются исследовательский интерес и последовательность в творческой работе. Тем не менее актуальным остается вопрос о сокращении гендерного неравенства в области науки и техники Перспективы исследования связаны с дальнейшим проведением специальных социологических исследований гендерного равенства и социогендерного ресурса человеческого капитала в современном российском обществе.    

Ключевые слова:

наука; социогендерные ресурсы; гендерная асимметрия; гендерное равноправие; гендерная занятость; институт образования; гендерная политика; научное неравенство; «гендерное коромысло»; дефеминизация; профессиональная мобильность; феминизация отраслей; гендерная стратегия

Литература:

  • Богданова И. Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра / И. Ф. Богданова // Социологические исследования. – 2004. – № 1 (237). – С. 103–111.
  • Дюркгейм Э. Правила социологического метода / Э. Дюркгейм; перевод с французского В. Желнинов. – Москва: АСТ, 2021. – 384 с. – ISBN 978-5-17-137831-8
  • Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун; [пер. с англ.: И. З. Налетов и др.]. – Москва: АСТ, 2003. – 605 с. – ISBN 5-17-010707-2: 5000
  • Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур; пер. с англ. К. Федоровой. – Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та, 2013. – 413 с. – ISBN 978-5-94380-161-7
  • Маркс К. Сочинения. Издание 2-е / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва: Гос. изд-во политической литературы, 1961. – Т. 25. – Ч. 1. – 545 с.
  • Пугач В. Ф. Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ–ХХI веков: статистико-социологический анализ / В. Ф. Пугач. – Москва: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2022. – 256 с. – ISBN 978-5-907560-52-9. – EDN VQFMAJ.
  • Пушкарева Н. Л. «Академики в чепце»? История дискриминационных практик в отношении российских женщин-ученых / Н. Л. Пушкарева // Женщина Плюс. – 2004. – Т. 1. – С. 39–43.
  • Пушкарева Н. Л. Женщины в российской науке конца XX – начала XXI века: обобщение количественных характеристик / Н. Л. Пушкарева // Женщина в российском обществе. – 2010. – № 3 (56). – С. 24–35.
  • Сентябрь в мировой истории // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 9 (61). – С. 240–253.
  • Силласте Г. Г. Женщины в мировой социологии / Г. Г. Силласте. – Москва: Прометей, 2021. – 438 с. – ISBN 978-5-00172-137-6.
  • Силласте Г. Г. Социальные транзиции и формирование нового гендерного порядка / Г. Г. Силласте // Женщина в российском обществе. – 2019. – № 2. – С. 3–16. – DOI 10.21064/WinRS.2019.2.1.
  • Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. – Москва: Мысль, 2003. – 863 с.
  • Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов. – Москва: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1998. – 488 с.
  • Фролов И. Т. Этика науки : проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин; Российская акад. наук, Ин-т философии. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: URSS, 2009. – 251 с. – ISBN 978-5-397-00661-3
  • Witt S. D. Parental influence on children's socialization to gender roles / S. D. Witt // Adolescence. – 1997. – Vol. 32, No. 126. – P. 253-259. – EDN EKPLGB.

Сведения об авторах


Силласте Галина Георгиевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Доктор философских наук, профессор; Заслуженный деятель науки РФ; председатель Исследовательского комитета Российского общества социологов; Руководитель Научной школы «Гендерная и экономическая социология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 13. № 1.
>> Архив журнала