Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Барбарук А. А.
«Тело как инструмент сознания»: повседневная концептуализация телесных практик в вегетарианстве


Барбарук Анна Анна
Северо-Восточный государственный университет, Магадан, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Барбарук А. А. «Тело как инструмент сознания»: повседневная концептуализация телесных практик в вегетарианстве // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2017. Том. 20. № 1. С. 22–36.

Рубрика:

Социология повседневности

Аннотация:

В статье рассматривается проблема конструирования представлений о теле в вегетарианском дискурсе. Телесность представляет собой не только объективно существующий физический инструмент социальных взаимодействий, но и является социокультурным конструктом. Вегетарианство как альтернативный, нетрадиционный стиль питания оказывает влияние на формирование представлений о себе и окружающих, транслирует систему жизненных ориентиров, норм, правил поведения, которые создают условия для формирования социальной идентичности, и, в частности, представлений о собственном теле. В статье рассматривается аспект понимания собственного тела через три составляющих вегетарианского дискурса: влияние растительной пищи на физическое здоровье, «этика» тела, нормы, регламентирующие телесные практики. Вегетарианцы легитимируют свой стиль питания различными аргументами, ссылаясь на научные открытия, религиозные догмы или морально-этические принципы. Тело в вегетарианстве дуально, с одной стороны, оно рассматривается с позиции анатомии и физиологии человека на базе естественнонаучного дискурса. С другой, сама по себе материальность тела подвергается сомнению. Тело должно существовать в режиме постоянной самодисциплины, аскезы. Его предназначение сводится к тому, чтобы быть инструментом реализации душевных стремлений личности, психической энергии. В вегетарианском дискурсе часто наблюдается своеобразная редукция: «человек есть то, что он ест». Социальная презентация вегетарианца поэтому во многом связана с телесными практиками, и, в частности, c практиками питания. Какую пищу употреблять, какие заведения посещать, как относиться к проблеме жестокого обращения к животным, какую литературу читать и т. д. — все это в совокупности составляет разнообразные способы позиционирования вегетарианцев в социальном пространстве.

Ключевые слова:

социология еды, вегетарианство, дискурс, стиль питания, телесные практики, социальная идентичность

Литература:

  1. Andreyev I.L., Nazarova L.N. (2016) Sotsiologiya zhizni: dinamika yedy: ot pishchevykh tsepey k gumanisticheskoy biopolitike [Sociology of life: the dynamics of food: from food chains to humanistic biopolitics]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research], 7: 101-109 (in Russian)
  2. Arce A., Marsden T. (1993) The social construction of international food: a new research agenda. Economic Geography., 69(3): 293-311
  3. Bourdieu P. (2005) Razlicheniya. Sotsialnaya kritika suzhdeniya [Distinction]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology], 6(3): 25-48 (in Russian)
  4. Coveney J. (2014) Food. London and New York: Routledge
  5. Douglas M. (2000) Chistota i opasnost: Analiz predstavleniy ob oskvernenii i tabu [Purity and Danger: An Analysis of Cocepts of Pollution and Taboo]. M.: KANON-press-TS, Kuchkovo pole, (in Russian)
  6. Fjellstr?m Ch. (2009) Food’s cultural system of knowledge - meals as a cultural and social arena. In: Food in Contemporary Society. P. Palojoki (ed.). Helsinki: Yliopistopaino
  7. Freud S. (2006) Totem i tabu [Totem and Taboo]. SPb.: Azbuka klassika (in Russian)
  8. Ganskau Ye.YU., Minina V.N., Semenova G.I., Gronov YU.Ye. (2014) Povsednevnyye praktiki pitaniya zhiteley Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti [Daily nutrition practices for residents of St. Petersburg and the Leningrad region]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], XVII(1): 41-58 (in Russian)
  9. Haworth-Hoeppner S. (2000) The critical shapes of body image: the role of culture and family in the production of eating disorders. Journal of marriage and family, 62(1): 212-227
  10. Henneberry S., Piewthongngam K., Qiang H. (1999) Consumer food safety concerns and fresh produce consumption. Journal of agricultural and resource economics, 24(1): 98-113
  11. Karpova D.N. (2015) Yeda kak kontrkul'tura i dvizheniye antikapitalizma [Food as a counterculture and the movement of anti-capitalism]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 3(14): 65-73 (in Russian)
  12. Kravchenko S.A. (2015) Paradoksy «strely vremeni»: rozhdeniye ne-yedy [Paradoxes of the "arrow of time": the birth of non-eating]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 3(14): 13-29 (in Russian)
  13. Lovejoy M. (2001) Disturbances in the social body: differences in Body Image and Eating Problems among African American and White Women. Gender and Society, 15(2): 239-261
  14. Martinez-Gonzalez M.A., Holgado B., Gibney M., Kearney J., Martinez J.A. (2000) Definitions of healthy eating in Spain as compared to other European Member States. European Journal of Epidemiology, 16(6): 557-564
  15. Minako M. (1978) Social constrains in eating patterns among the obese and overweight. Social Problems, 25(4): 453-460
  16. Noskova A.V. (2015) Pitaniye kak obyekt sotsiologii i marker sotsialnogo neravenstva [Nutrition as an object of sociology and a marker of social inequality]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 3(14): 49-64 (in Russian)
  17. O’Hara S., Vienna S. (2001) Global food markets and their local alternatives: a socio-ecological economic perspective. Population and environment, 22(6): 533-554
  18. Raymond L.В., Goodman М. (2004) Consuming narratives: the political ecology of «alternative» consumption. Transactions of the Institute of British Geographers, New Series, 29(3): 344-366
  19. Simmel G. (2010) Sotsiologiya trapezy [Sociology of the meal]. Sotsiologiya, teoriya, marketing [Sociology, theory, marketing], 4: 187-192 (in Russian)
  20. Sokhan I.P. (2014) Imperativ khudogo tela v sovremennom massovom obshchestve i aktualnyye gastronomicheskiye strategii [The imperative of a lean body in modern mass society and topical gastronomic strategies]. XIV Aprelskaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva: v 4-kh knigakh [XIV April International Scientific Conference on the problems of economic development and society: in 4 books]. Kniga 4. Pod red. Ye. G. Yasina. M.: Izdatelskiy dom NIU VSHE: 554-564 (in Russian)
  21. Sorokin P.A. (2003) Golod kak faktor. Vliyaniye goloda na povedeniye lyudey, sotsialnuyu organizatsiyu i obshchestvennuyu zhizn [Hunger as a factor. [The effect of hunger on people's behavior, social organization and social life]. M.: Academia (in Russian)
  22. Veselov Yu.V. (2015) Povsednevnyye praktiki pitaniya [Daily eating practices]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research], 1: 95-104 (in Russian)
  23. Zarubina N.N. (2015) Asketicheskiye, distsiplinarnyye i samoogranichitelnyye praktiki kak faktor formirovaniya strategiy pitaniya v sovremennoy Rossii [Ascetic, disciplinary and self-limiting practices as a factor in the formation of nutrition strategies in modern Russia]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 3(14): 30-48 (in Russian)

Сведения об авторах


Барбарук Анна Анна
Северо-Восточный государственный университет, Магадан, Россия
Северо-Восточный государственный университет, Магадан

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 20. № 1.
>> Архив журнала