Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Донецкая С. С., Третьякова В. А., Тарутина В. В.
Современный российский репетитор: профессиональный портрет, стимулы и стратегии деятельности

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.5

Донецкая Светлана Сергеевна
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Третьякова Виктория Анатольевна
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Тарутина Владислава Викторовна
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Донецкая С. С., Третьякова В. А., Тарутина В. В. Современный российский репетитор: профессиональный портрет, стимулы и стратегии деятельности // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2023. Том. 26. № 2. С. 88–109.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.5

Рубрика:

Социология образования

Аннотация:

Представлен портрет российского репетитора, показаны стимулы к профессиональной деятельности. Источником информации послужили данные о репетиторах, размещенные на онлайн-платформе «Ассоциация репетиторов России», а также результаты анкетирования репетиторов, зарегистрированных на платформах «Репетитор.ру» и «ТьюторОнлайн». Выявлено, что среднестатистический российский репетитор — женщина, предоставляющая репетиторские услуги на протяжении 11 лет, имеющая квалификацию, соответствующую преподаваемым дисциплинам, и статус частного преподавателя, для которого данная деятельность является основным занятием. Российский репетитор готов работать как в очном, так и в дистанционном формате, продавая свои услуги по цене от 926 руб. в час. Без малого все репетиторы работают со школьниками в рамках школьного курса, но их основная специализация — подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Для большинства репетиторство — это способ заработка и стратегия выживания. Именно поэтому они считают дополнительные занятия с учениками своей основной работой, обеспечивающей им, однако, невысокий заработок, а главными стимулами к репетиторской деятельности — возможность повысить свой доход, автономность и гибкость работы. Авторами выявлены группы современных репетиторов по характеру занятости репетиторством и предложены стратегии их поведения.

Литература:

  1. Абалкина И., Белова Ю., Зиньковский К., Латыпова Е., Милованов А. (2022). Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? Вопросы образования, 4: 8–32.
  2. Балакина Т.П. (2012) Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели. Экономика образования, 2: 115а–122.
  3. Груздева М.Л., Бокарюкина У.М., Булганина А.Е. (2020) Исследование отношения школьников Нижнего Новгорода к использованию услуг репетиторов. Образование и проблемы развития общества, 3(12): 121–127.
  4. Кашурников С.Н., Кириллов А.А. (2019) Репетиторство в России: статус, значение, проблемы. Теория и практика общественного развития, 4: 79–84.
  5. Макеев П.А. (2019) Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ. Журнал институциональных исследований, 11(4): 106–120.
  6. Макеев П.А. (2020) Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 100–121.
  7. Наумова А.А. (2018) Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 5(56): 8.
  8. Радаев В.В. (2022). Экспансия платформ как вызов социологии. Социологические исследования, 12: 15–28.
  9. Чеснокова Л.В., Барсукова О.С. (2021) Репетиторство как социально-образовательный феномен. Инновационное образование и экономика, 25: 16–21.
  10. Шевчук А.В. (2020). От фабрики к платформе: автономия и контроль в цифровой экономике. Социология власти, 32(1): 30–54.
  11. Baker D.P., LeTendre G.K. (2005) National differences, global similarities: World culture and the future of schooling. Stanford: Stanford University Press.
  12. Buchmann C., Condron D.J., Roscigno V.J. (2010) Shadow Education, American Style: Test Preparation, the SAT and College Enrollment. Social Forces, 89(2): 435–461.
  13. Byun S., Chung H., Baker D. (2018) Global patterns of the use of shadow education: Student, family, and national influences. Research in the Sociology of Education, 20: 71–105.
  14. Kobakhidze M.N. (2018) Teachers as Tutors: Shadow Education Dynamics in Georgia. CERC Studies in Comparative Education book series, 34: 113–143.
  15. Loyalka P., Zakharov A. (2016) Does shadow education help students prepare for college? Evidence from Russia. International Journal of Educational Development, 49: 22–30.
  16. Mori I., Baker D. (2010) The origin of universal shadow education: What the supplemental education phenomenon tells us about the postmodern institution of education. Asia Pacific Education Review, 11(1): 36–48.
  17. Stastny V., Chval M., Walterova E. (2021) An ordinary moonlighting activity? Determinants of the provision of private tutoring by Czech schoolteachers. International Journal of Educational Development, 81: 102–351.
  18. Stevenson D.L., Baker D.P. (1992) Shadow education and allocation in formal schooling: transition to university in Japan. American Journal of Sociology, 97(6): 1639–1657.
  19. Suter L.E. (2016) Outside school time: An examination of science achievement and non-cognitive characteristics of 15-year olds in several countries. International Journal of Science Education, 38(4): 663– 687.
  20. Tansel A., Bircan F. (2008) Private supplementary tutoring in Turkey: Recent evidence on its various aspects. IZA Discussion. Bonn: Institute for the Study of Labor (IZA).
  21. Werbinska D. et al. (2019) English language teachers’ conceptualizations of one-to-one private tutoring: An international phenomenographic study. Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu. Glottodidactica, 46: 175–196.
  22. Yung K.W.H., Bray M. (2017). Shadow education: Features, expansion and implications. In Tse T.K.C., Lee M. (eds). Making sense of education in post-handover Hong Kong: Achievements and challenges. L.: Routledge: 95–111.
  23. Zhang W., Bray M. (2015) Comparative research on shadow education: Achievements, challenges, and the agenda ahead. European Journal of Education, 55(3): 322–341.



Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 26. № 2.
>> Архив журнала