Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Малинов А. В., Куприянов В. А.
Этнософская утопия В.Р. Арсеньева

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.2. EDN: EDN: YPIYGK

Малинов Алексей Валерьевич
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия$ Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Санкт-Петербург, Россия
Куприянов Виктор Александрович
Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Санкт-Петербург, Россия; Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Малинов А. В., Куприянов В. А. Этнософская утопия В.Р. Арсеньева // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2023. Том. 26. № 3. С. 36-52.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.2. EDN: EDN: YPIYGK

Рубрика:

История российской социальной мысли

Аннотация:

Рассматриваются социальные аспекты этнософского учения африканиста В.Р. Арсеньева (1948–2010). Отмечается критика Арсеньевым современной техногенной цивилизации, альтернативой которой он считал архаику. Признаки вырождения современной цивилизации западного типа он видел в замене реальности миром искусственной природы, приоритете материальных ценностей, противопоставлении людей природе, стремлении подчинить природу, трансформации психики индивидов, разрушении личности или «парадигмальном эгоцентризме». В индустриальной цивилизации сложилась нежизнеспособная модель управления, которую Арсеньев в совокупности с другими признаками назвал парадигмой отчуждения. Все это указывает на исчерпанность того пути развития, который представлен западной цивилизацией. Полевые исследования давали ученому достаточно материала для изучения архаических обществ и архаического сознания. Однако архаика, о которой он писал, не означает возвращение к ранним этапам социальной эволюции. Архаика в качестве нового этапа социально-исторической жизни, согласно Арсеньеву, прежде всего проявляется в изменение мировоззренческих и ценностных установок общества, выражением которых является этнософия. Помимо мировоззренческой роли, этнософия выполняет и методолого-эпистемологическую функцию, поскольку является синтетической дисциплиной «переходного типа», которая необходима для перехода к новому цивилизационному типу, отождествляемому Арсеньевым с архаикой. Цивилизация представляет собой тип вторичных обществ, т.е. противопоставляющих себя природе, в то время как архаика — первичный тип общества, включенный в природу. К особенностям мировоззренческих принципов архаики, которые находят отражение в социальной жизни, он относил целостность, единство человека и природы, социума и окружающей среды, щадящее природопользование и т.п. Делается вывод, что слабая определенность социальных очертаний архаики говорит об утопичности самого этнософского проекта.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 26. № 3.
>> Архив журнала