Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Демчук Н. В., Бурнышева Т. В., Исакова Е. В., Бурнышев К. В.
Сценарии изменений региональной системы профессиональной подготовки кадров Кузбасса на период до 2050 года

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.5. EDN: EDN: CDJJWZ

Демчук Наталия Владимировна
Кемеровский государственный университет, Новокузнецк, Россия
Бурнышева Татьяна Витальевна
Кемеровский государственный университет, Новокузнецк, Россия
Исакова Елена Васильевна
Кемеровский государственный университет, Новокузнецк, Россия
Бурнышев Константин Владимирович
Автономная некоммерческая организация «Информационно-аналитический центр», Новокузнецк, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Демчук Н. В., Бурнышева Т. В., Исакова Е. В., Бурнышев К. В. Сценарии изменений региональной системы профессиональной подготовки кадров Кузбасса на период до 2050 года // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2024. Том. 27. № 1. С. 85-102.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.5. EDN: EDN: CDJJWZ

Рубрика:

Социология труда

Аннотация:

Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область). Предметом — разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.

Литература:

  1. Барбер М., Донелли К., Ризви С. (2013) Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция. Вопросы образования, 3: 152–231.
  2. Заславская Т.И. (2003) Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело.
  3. Ивантер В.В., Клепач А.Н., Кувалин Д.Б., Широв А.А., Янков К.В. (2018) Программа первоочередных действий по социально-экономическому возрождению Кузбасса. ЭКО, 11: 31–46.
  4. Кирдина С.Г. (2014) Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. изд. 3-е, перераб. СПб.: Нестор-История.
  5. Норт Д. (1997) Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М: Фонд экономической книги «Начала».
  6. Петросянц Д.В. Индекс развития человеческого потенциала в субъектах Российской Федерации. Региональная экономика: теория и практика, 43: 23–31.
  7. Просеков А.Ю., Федулова Е.А., Рада А.О., Кононова С.А., Алабина Т.А. (2018) Кемеровская область: старые проблемы и новое будущее. ЭКО, 11: 47–62.
  8. Снегирева Т.В., Бойко Н.В. (2012) Особенности формирования человеческого капитала в Кемеровской области. Приволжский научный вестник, 9(13): 39–45.
  9. Кабалина В. (ред.) (2008) Социальные режимы постсоветского производства. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН.
  10. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года (2018). Кемеровский государственный университет. [htpp: //kemsu.ru/upload/Стратегия КО 2035 2035.pdf] (дата обращения: 18.11.2021) (ссылки нет в тексте)
  11. Тихомирова Т.А., Сьянов А.В. (2014) Тенденция развития регионального молодежного рынка труда (на примере Кемеровской области). Профессиональное образование в России и за рубежом, 3(15): 40–45.
  12. Fligstein N. (1996) Markets as politics: a political-cultural approach to market institutions. American Sociological Review, 61(4): 656–673.
  13. Readings B. (1996) The university in ruins. Cambridge: Harvard University Press.




Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 1.
>> Архив журнала