Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Жучкова С. В., Бойченко А. Е., Смирнов Н. М.
Сила и слабость: динамика репрезентации гегемонной маскулинности в русскоязычном рэпе

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.6. EDN: EDN: CIBPQV

Жучкова Светлана Васильевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Бойченко Антон Евгеньевич
независимый исследователь
Смирнов Никита Максимович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Жучкова С. В., Бойченко А. Е., Смирнов Н. М. Сила и слабость: динамика репрезентации гегемонной маскулинности в русскоязычном рэпе // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2024. Том. 27. № 1. С. 103-138.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.6. EDN: EDN: CIBPQV

Рубрика:

Социология культуры

Аннотация:

В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа — его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.

Литература:

  1. Бойченко А.Е., Жучкова С.В. (2020) Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(2): 130–165.
  2. Венцель А., Пирс Э.К., Тарасова З.Е. (2017) Рэп как средство выражения социальных изменений на северо-востоке Сибири: хип-хоп, урбанизация и этничность якутов (Саха). Этнографическое обозрение, 1: 168–182.
  3. Гришина Е. А. (2019) Русский рэп как саморефлексия поколения. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 3: 86–96.
  4. Грудева Е.В., Дивеева А.А. (2021) Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов. Научный диалог, 9: 74–97.
  5. Есаков В.А., Логвинова И.В. (2016) Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 1(69): 102–106.
  6. Клочков М.В. (2020) К вопросу популярности рэпа в современной российской культуре с позиций психоанализа. Общество: философия, история, культура, 4(72): 107–112.
  7. Коробов-Латынцев А.Ю. (2016) Русский рэп: философские очерки. Реноме.
  8. Кривощеков В., Гулевич О., Сорокина А. (2021) Измерение традиционной маскулинной идеологии: сравнение трех русскоязычных методик. Психологические исследования, 14(77): 1–40.
  9. Поляков Н. С. (2019) «Мой рэп — это молитвы, только с бритвою во рту»: религиозные темы в российском рэпе. Религиоведение, 3: 110–116.
  10. Фадеева Д.Е., Сизых И.С. (2012) Рэп как разновидность массовой коммуникации. PR и реклама: традиции и инновации, (7–2): 246–250.
  11. Фролова Е. В. (2014) Функционирование топосов в российской политизированной рэп-культуре. Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука, 5: 300–308.
  12. Хестанов Р. (2016) Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции. Логос, 26(4): 7–27.
  13. Androutsopoulos J., Scholz A. (2003) Spaghetti funk: appropriations of hip-hop culture and rap music in Europe. Popular music and society, 26(4): 463–479.
  14. Armstrong E. G. (2001) Sexism and Misogyny in Music Land. Journal of Criminal Justice and Popular Culture, 8(2): 96–126.
  15. Baker-Kimmons L., McFarland P. (2009) The rap on Chicano and Black masculinity: A content analysis of gender images in rap lyrics. Race, Gender & Class, 18(1–2): 331–344.
  16. Balaji M. (2009) Owning black masculinity: The intersection of cultural commodification and self-construction in rap music videos. Communication, Culture & Critique, 2(1): 21–38.
  17. Bennett A. (1999) Hip hop am Main: the localization of rap music and hip hop culture. Media, Culture & Society, 21(1): 77–91.
  18. Berggren K. (2014) Reading rap: Feminist interventions in men and masculinity research. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis.
  19. Best S., Kellner D. (1999) Rap, black rage, and racial difference. Enculturation, 2(2): 1–23.
  20. Connell R.W., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender & Society, 19(9): 829–859.
  21. Connell R. W. (2005) Masculinities (2nd ed.). Berkeley, CA: University of California Press.
  22. Connell R.W. (2013) Gender and power: Society, the person and sexual politics. New York: John Wiley & Sons Limited.
  23. Denisova A., Herasimenka A. (2019) How Russian rap on YouTube advances alternative political deliberation: Hegemony, counter-hegemony, and emerging resistant publics. Social Media+ Society, 5(2): 2056305119835200.
  24. Forman M. (2000) ‘Represent’: race, space and place in rap music. Popular music, 19(1): 65–90.
  25. Garley M., Hockenmaier J. (2012) Beefmoves: dissemination, diversity, and dynamics of English borrowings in a German hip hop forum. Proceedings of the 50th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics, 2: 135–139.
  26. Goodall N.H. (1994) Depend on myself: TLC and the evolution of Black female rap. The Journal of Negro History, 79(1): 85–93.
  27. Grant E. (2002) Gangsta Rap, the War on Drugs and the Location of African-American Identity in Los Angeles, 1988–92. European Journal of American Culture, 21(1): 4–15.
  28. Greenberg E. (2009) The King of the Streets: Hip Hop and the Reclaiming of Masculinity in Jerusalem’s Shu’afat Refugee Camp. Middle East Journal of Culture and Communication, 2(2): 231–250.
  29. Harkness G. (2013) Gangs and gangsta rap in Chicago: A microscenes perspective. Poetics, 41(2): 151–176.
  30. Harrison A. K. (2008) Racial authenticity in rap music and hip hop. Sociology compass, 2(6): 1783–1800.
  31. Hollander J., Quinn J. (2016) More than noise: Employing hip-hop music to inform community development practice. Community development, 47(5): 652–669.
  32. Hunnicutt G., Andrews K.H. (2009) Tragic Narratives in Popular Culture: Depictions of Homicide in Rap Music 1. Sociological Forum, 24(3): 611–636.
  33. Hunter M. (2011) Shake it, baby, shake it: Consumption and the new gender relation in hip-hop. Sociological Perspectives, 54(1): 15–36.
  34. Iwamoto D. (2003) Tupac Shakur: Understanding the identity formation of hyper-masculinity of a popular hip-hop artist. The Black Scholar, 33(2): 44–49.
  35. Johnson J.D., Schell-Busey N. (2016) Old message in a new bottle: Taking gang rivalries online through rap battle music videos on YouTube. Journal of Qualitative Criminal Justice & Criminology, 4(1): 42–82.
  36. Kolaric J. (2020) Homophobia in rap. In: Gadpaille M., Kennedy V. (eds.) Words, Music and Gender. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing: 119–133.
  37. Kubrin C.E. (2005) Gangstas, thugs, and hustlas: Identity and the code of the street in rap music. Social problems, 52(3): 360–378.
  38. Kukulin I. (2020) Playing the Revolt: The Cultural Valorization of Russian Rap and Covert. Change in Russian Society of the 2010s. Russian Literature, 118: 79–105.
  39. Lena J.C. (2006) Social context and musical content of rap music, 1979–1995. Social Forces, 85(1): 479–495.
  40. Lewis T.L. (2008) The modern athlete, hip-hop, and popular perceptions of Black masculinity. AmeriQuests, 6(1): 1–10.
  41. Lusane C. (2004) Rap, race, and politics. In: Forman M., Neal M. A. (eds.) That’s the Joint! The Hip-Hop Studies Reader. New York: Routledge: 351–62.
  42. Messerschmidt J.W. (2019) The salience of “hegemonic masculinity”. Men and masculinities, 22(1): 85–91.
  43. McCann B.J. (2017) The mark of criminality: Rhetoric, race, and gangsta rap in the war-on-crime era. Alabama: University of Alabama Press.
  44. Mohammed-Baksh S., Callison C. (2015) Hegemonic masculinity in hip-hop music? Difference in brand mention in rap music based on the rapper’s gender. Journal of Promotion Management, 21(3): 351–370.
  45. Newberger E.H. (1999) The men they will become: The nature and nurture of male character. Cambridge, MA: De Capo Press.
  46. Nichols J. (2006) The realest nigga: Constructions of black masculinity within rap music. University of Maryland, College Park.
  47. Oware M. (2011) Brotherly love: Homosociality and black masculinity in gangsta rap music. Journal of African American Studies, 15(1): 22–39.
  48. Pritchard E.D., Bibbs M.L. (2007) Sista’outsider: Queer women of color and hip hop. In: Pough G. D., Richardson E., Durham A., Raimist R. (eds.) Home girls make some noise: Hip hop feminism anthology. Mira Loma, CA: Parker Publishing: 19–40.
  49. Rabaka R. (2013) The hip hop movement: From R&B and the civil rights movement to rap and the hip hop generation. Lexington Books.
  50. Shusterman R. (1991) The fine art of rap. New Literary History, 22(3): 613–632.
  51. Smiler A.P., Shewmaker J.W., Hearon B. (2017) From “I Want To Hold Your Hand” to “Promiscuous”: Sexual Stereotypes in Popular Music Lyrics, 1960–2008. Sexuality & Culture, 21(4): 1083–1105.
  52. Stephens R.J., Wright E. (2000) Beyond bitches, niggers, and ho’s: Some suggestions for including rap music as a qualitative data source. Race and Society, 3(1): 23–30.
  53. Turner P. (2010) Hip hop versus rap: An ethnography of the cultural politics of new hip hop practices (Doctoral dissertation, Goldsmiths, University of London).
  54. Vogel D. L., Heimerdinger-Edwards S. R., Hammer J. H., Hubbard A. (2011) “Boys don't cry”: Examination of the links between endorsement of masculine norms, self-stigma, and help-seeking attitudes for men from diverse backgrounds. Journal of counseling psychology, 58(3): 368–382.
  55. Weitzer R., Kubrin C.E. (2009) Misogyny in rap music: A content analysis of prevalence and meanings. Men and masculinities,12(1): 3–29.
  56. White M. (2011) From Jim Crow to Jay-Z: Race, rap, and the performance of masculinity. Champaign: University of Illinois Press.
  57. Williams M.L. (2020) “Meditate, Don’t Meditate!” an Analysis of Addict Rap, Black Men’s Social Issues, and J.Cole’s KOD Album. Howard Journal of Communications, 31(5): 415–428.



Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 1.
>> Архив журнала