Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Василенко Л. А., Молчанова О. И., Богданова Л. В.
Креативность и субъектность как феномены цифрового общества

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.7. EDN: EDN: CITUDT

Василенко Людмила Александровна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Молчанова Ольга Ильинична
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
Богданова Лариса Владиславовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Василенко Л. А., Молчанова О. И., Богданова Л. В. Креативность и субъектность как феномены цифрового общества // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2024. Том. 27. № 1. С. 139-161.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.7. EDN: EDN: CITUDT

Рубрика:

Социология коммуникации

Аннотация:

В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. (2017) Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер.
  2. Армстронг М. (2010) Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. СПб.: Питер.
  3. Боно Э. (2019) Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач. М.: Альпина Паблишер.
  4. Бьюзен Т. (2010) 10 способов как развить креативность. СПб.: Попурри.
  5. Василенко Л.А. (2004) Опережающее образование как способ выживания человечества. Безопасность Евразии, 3(17): 491–505.
  6. Василенко Л.А., Богданова Л.В. (2020) Креативность, добровольчество и управление талантами в механизмах социальных лифтов. Волонтерство в России: отечественный опыт и современность. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС: 353–371.
  7. Василенко Л.А. и др. (ред.) (2004) Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научно-практической конференции: международный семинар «Динамическое социально-экономическое развитие России в контексте мировых целей тысячелетия». М.: Проспект.
  8. Василенко Л.А., Молчанова О.И. (2021) Влияние медиаконвергенции на субъектов публичного управления в России. Коммуникология, 9(4): 40–52.
  9. Волков Ю.Г. (2010) Креативный класс: поиск социологического концепта. Россия реформирующаяся, 9: 43–60.
  10. Волков Ю.Г. (2013) Креативное общество как цель российской модернизации. Новые идеи в социологии. М.: Юнити-Дана, 202–213.
  11. Лекторский В.А., Касавин И.Т., Юдин Б.Г., Неретина С.С., Аванесов С.С., Смирнов С.А., Киселева М.С., Артемьева Т.В., Климова С.М., Мануильский М.А., Майданский А.Д., Попова О.В., Тульчинский Г.Л. (2015) Гуманитарные аспекты науки: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола). Человек, 2: 6–41.
  12. Джабборов Д.Б. (2017) Трансформация отношений товарного производства под влиянием креативного труда: дис. канд. эконом наук. М.
  13. Дрейфус Х. (2010) Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. М.: Либроком.
  14. Зиновьев А.А. (2002) Логическая социология. М.: Социум.
  15. Иванов Д.В., Асочаков Ю.В., Богомягкова Е.С. (2021) Включенность в интернет-коммуникации и креативность в социальных сетях как показатели социального развития. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(2): 56–80.
  16. Игнатьев В.И. (2021) Проблема техносубъекта: о субъектности «сущностей-конструкторов». Идеи и идеалы, 13(1): 130–150.
  17. Йоас X. (2005) Креативность действия. СПб.: Алетейя.
  18. Йоас Х. (2011) Макс Вебер и происхождение прав человека: исследование культурной инновации. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(1): 32–50.
  19. Мамардашвили М. (2011) Формы и содержание мышления. М.: Азбука-Аттикус.
  20. Миронова Н.И. (2005) Социальная динамика: метаморфозы самоорганизации и управления. Челябинск: Челябинский Дом печати.
  21. Василенко Л.А., Василенко В.И., Казанцева О.А., Тарасова Е.В. (2015) Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях. М.: Проспект.
  22. Молчанова О.И. (2019) Социальное управление процессами конвергенции в современной медиасфере. М.: ИНФРА-М.
  23. Муздыбаев К. (2012) Исследование мудрости в погибших, древних и современных цивилизациях. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(6): 113–130.
  24. Николаева Е.М., Камалеева А.М., Николаев М.С. (2023) Гибридная субъектность: интеграция естественного и искусственного в современном социально-техническом пространстве. Казанский социально-гуманитарный вестник,1: 46–50.
  25. Романов В.Л. (1998) Креативные аспекты социального управления. Синергетика и социальное управление, М.: 74–86.
  26. Селиверстова А.Д. (2022) Симбиотический интеллект: его понятие, структура и функции применительно к управленческой деятельности. Новгородцева А.Н. (ред.) Культура, личность, общество в условиях пандемии и пост-пандемии: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XХV Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет: 223–228.
  27. Степанова Т.Д. (2020) Развитие теории креативного класса: зарубежная и российская экономическая мысль. Вопросы политической экономии, 3(23): 153–169.
  28. Резаев А.В., Иванова А.А., Стариков В.С., Трегубова Н.Д., Яблонский П.К. (2020) Резаев А.В. (ред.) От искусственного интеллекта к искусственной социальности: новые исследовательские проблемы современной аналитики. М.: ВЦИОМ.
  29. Турен А. (1998) Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир.
  30. Флорида Р. (2016) Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер.
  31. Щедровицкий Г.П. (2006) О методе исследования мышления. М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого».
  32. Agrawal A., Horton J., Lacetera N., Lyons E. (2015) Digitization and the Contract Labor Market: A Research Agenda. In: Economic Analysis of the Digital Economy. Chicago: The University of Chicago Press: 219–250.
  33. Armstrong M. (2007) Human Resources Management. Latest Trends and Approaches. Prague: Grada Publishing.
  34. Bourgeois-Bougrine S. (2020) The Expression of Users’ Creative Potential in Virtual and Real Environments: An Exploratory Study. Creativity Research Journal, 32(1): 55–65.
  35. Collins H. (2018) Artifictional Intelligence: Against Humanity’s Surrender to Computers. UK: Polity Press.
  36. Dugin E.Y. (2018) Methodology of media research in the “era of digital civilization”. European Journal of Philosophical Research, 5(1): 3?18.
  37. Esposito E. (2022) Artificial Communication: How Algorithms Produce Social Intelligence, Hardcover: MIT Press.
  38. Florida R. (2004) The Rise of the Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. N.Y.: Basic Books.
  39. Florida R. (2005) The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. N.Y.: HarperBusiness; HarperCollins.
  40. Gl?veanu V.P. (2020) Advancing creativity theory and research: A sociocultural Manifesto. Journal of Creative Behaviour, 43(5): 741–745.
  41. Guilford Y. P. (1967) The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Gaw Hill.
  42. Joas H. (1992) Die Kreativit?t des Handelns. Frankfurt: Main.
  43. Kanl? E. (2021) Assessment of Creativity: Theories and Methods. In: Pooja J. (ed.) Creativity — A Force to Innovation. L.: IntechOpen: 125–147.
  44. Lubart T., Barbot B., Besan?on M. (2019) Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery. Estudios de Psicologia, 40(3): 1–23.
  45. Markusen A. (2006) Artists' Centers: Evolution and Impact on Careers. Neighborhoods and Economics. University of Minnesota: Center for Urban and Regional Affairs.
  46. Moore J.F. (1993) Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Harvard Business Review, 71(3): 75–83.
  47. Sternberg R.J. (2004) Words to the Wise About Wisdom? Human Development, 47: 286–289.
  48. Touraine A. (1992) Critique de la modernit?. Paris: Fayard.
  49. Touraine A. (1998) Le retour de l’acteur. Essai de sociologie. Moscou: Le Monde Scientifique.



Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 1.
>> Архив журнала