Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний)



Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г., Литовко М.А.
Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26. № 2. С. 110–134.
ISSN 1029-8053
DOI: 10.31119/jssa.2023.26.2.6
EDN: XWYDNO
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54077163

Размещена на сайте: 11.08.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/jourssa/article/view/2468 (дата обращения 11.08.2023)


Ссылка при цитировании:

Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г., Литовко М.А. Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26. № 2. С. 110–134. DOI: 10.31119/jssa.2023.26.2.6. EDN: XWYDNO.
Pinchuk A.N., Tikhomirov D.A., Karepova S.G., Litovko M.A. (2023) Karyernye strategii rabotnikov sfery intellektualnykh delovykh uslug (na primere moskovskikh kompaniy) [Career strategies of employees in the field of Knowledge-Intensive Business Services (on the example of Moscow companies)]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 26(2): 110–134 (in Russian). DOI: 10.31119/jssa.2023.26.2.6.

Аннотация

Представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление типов карьерных стратегий современных работников сферы интеллектуальных деловых услуг. Концептуальная рамка исследования эксплицирует субъективистский подход, в котором карьерные стратегии отражают вектор движения к субъективно определяемым целям карьеры, тем самым раскрывается агентность субъекта, его выбор направления карьерного развития и реализуемые действия в этом направлении. Эмпирические материалы исследования включают данные анкетного опроса (133 респондента) и 11 полуструктурированных интервью, осуществленных в московских компаниях в 2022 г. Данные анкетирования послужили основой для иерархического кластерного анализа, в результате которого выделено три целевых сегмента, репрезентирующих различные модели карьерных стратегий. Так, в соответствии с направленностью воспроизводимых действий составлены кластерные профили «образцовых», «пассивных» и «проактивных» работников, показаны личностно-индивидуальные характеристики и особенности карьерных целей респондентов в разрезе кластерных групп. Отдельный фокус исследовательского внимания был направлен на субъективные оценки внутриорганизационных и внеорганизационных условий реализации карьерных стратегий, что позволило рассмотреть стимулы и барьеры для построения карьеры в сфере интеллектуальных деловых услуг. Дополняют полученную картину нарративы интервью, в которых сотрудники российских компаний рассказали о собственных карьерных перспективах в ситуации динамичных изменений на рынке труда и предложили различные сценарии дальнейшего развития российских компаний сферы интеллектуальных деловых услуг в современных условиях.

Ключевые слова:

интеллектуальные деловые услуги карьера карьерные стратегии типы карьерных стратегий кластерный анализ knowledge-intensive business services career career strategies types of career strategies cluster analysis

Рубрики:

Социология труда
Социология профессий и профессиональных групп



Возможно, вам будут интересны другие публикации: