Включенность населения в социальное пространство управления регионов как фактор территориального неравенства



Шилова В.А., Гусейнова К.Э.
Включенность населения в социальное пространство управления регионов как фактор территориального неравенства // Вопросы управления. 2023. Т. 17, № 6. С. 84-98.
ISSN 2304-3369
DOI: 10.22394/2304-3369-2023-6-84-98
EDN: XWRNRQ
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=59405321

Размещена на сайте: 11.01.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journal-management.com/issue/2023/06/06 (дата обращения 11.01.2024)


Ссылка при цитировании:

Шилова В.А., Гусейнова К.Э. Включенность населения в социальное пространство управления регионов как фактор территориального неравенства // Вопросы управления. 2023. Т. 17, № 6. С. 84-98. DOI: 10.22394/2304-3369-2023-6-84-98. EDN: XWRNRQ.
Shilova, V. A., & Guseynova, K. E. (2023). Population involvement in the social space of regional governance as a factor of territorial inequality. Management Issues, 17(6), 84–98. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2023-6-84-98. DOI: 10.22394/2304-3369-2023-6-84-98.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается включенность населения в реализацию национальных проектов как один из факторов, детерминирующих социальное территориальное неравенство в регионах России. Каждый субъект анализируется в качестве отдельного социального пространства, акторами (участниками) которого выступают органы власти и население. Рассмотрены подходы как отечественных, так и зарубежных авторов к пониманию сущности социального пространства, его возможностей и ограничений. Методология и методы. Материалы, представленные в статье, были получены в результате вторичной концептуализации данных массового опроса, проведенного в 2019-2021 гг. в 12 регионах РФ по гранту РНФ «Академический проект: управляемость процессов социального группообразования в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и поддержка населением стратегии развития РФ до 2024 года». В качестве основы методологии исследования была взята типология регионов по уровню их социокультурной модернизации, разработанной в Китайской академии наук и адаптированной ЦИСИ ИФ РАН. В статье предложено рассмотрение оценки включенности населения в национальные проекты (как фактора регионального неравенства): 1) в разрезе социальнодемографических характеристик респондентов; 2) обеспокоенности недостатками системы управления и 3) удовлетворенности жизнью в регионе. Результаты и выводы. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом были установлены социально-демографические характеристики социальных групп, выражающих желание либо нежелание принять участие в разработке стратегических программ. Обнаружена связь между готовностью к участию и 1) возрастом, 2) образованием, 3) характером трудовой деятельности, 4) уровнем социокультурного развития региона, в котором проживает респондент. На втором этапе была произведена группировка недостатков системы управления на основе данных массового опроса. Выявив признаки, вызывающие наименьшее и наибольшее беспокойство у населения, авторы перешли к анализу средних оценок для четырех выделенных групп, выразивших полное/частичное согласие или несогласие принять участие в национальных проектах. В результате была установлена связь между беспокойством жителей относительно недостатков системы управления и готовностью к участию в нацпроектах. При этом наибольшая сензитивность наблюдается в оценках проблем, связанных с коррупцией в органах власти. На третьем этапе были подтверждены данные о существовании связи между обеспокоенностью населения, вызванной наличием коррупционных проблем, и низкой удовлетворенностью от проживания в том или ином регионе.

Ключевые слова:

социальное неравенство социальное пространство включенность субъектность регионы человеческий капитал национальные проекты social inequality social space involvement subject identity regions human capital national projects

Рубрики:

Социология управления



Возможно, вам будут интересны другие публикации: