Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России. По данным лонгитюдного исследования (2013–2015 гг.) ...



Чепуренко А.Ю.
Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России. По данным лонгитюдного исследования (2013–2015 гг.) // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 39-69.
ISSN 1726-3247
DOI: 10.17323/1726-3247-2019-4-39-69
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41469521

Размещена на сайте: 31.01.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2019/09/28/1539888578/ecsoc_t20_n4.pdf#page=39 (дата обращения 31.01.2024)


Ссылка при цитировании:

Чепуренко А.Ю. Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России. По данным лонгитюдного исследования (2013–2015 гг.) // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 39-69. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-4-39-69.
Chepurenko A. (2019) Gibkost’ organizatsionnoy struktury i tipologiya neformal’nogo malogo predprinimatel’stva v Rossii. Po dannym longityudnogo issledovaniya (2013–2015 gg.) [Flexible Organizational Structure and Typology of the Informal Small Entrepreneurship in Russia. Evidence of a Longitude (2013–2015)], Journal of Economic Sociology = Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 20, no 4, pp. 39–69. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-4-39-69.

Аннотация

В статье на основе релевантной отечественной и зарубежной литературы, в русле институционального подхода к определению и анализу причин и практик неформального предпринимательства в современной России и на данных проведённого автором лонгитюдного исследования 13 стартапов и малых предпринимателей (Москва, 2013–2015 гг., 36 интервью) рассматриваются следующие вопросы: (1) есть ли какие-то отличия в характере отношений собственности в тех бизнесах, которые ведутся частично или преимущественно неформально, от описанных в академической литературе классических отношений собственности в предпринимательских фирмах? (2 ) почему некоторые виды деятельности малого предпринимательства располагают к неформальным практикам? (3) какую роль в решении предпринимателей вести свою деятельность неформально играет взаимодействие с государственными контрольно-надзорными и правоохранительными органами и каковы здесь возможные альтернативы? (4) каковы сравнительные выгоды и риски и (или) ограничения неформальной предпринимательской деятельности?(5) связаны ли между собой — и как — мотивация к предпринимательской деятельности и склонность к неформальным видам активности в бизнесе?Основные выводы статьи заключаются в том, что важной причиной неформальности в микро- и малом бизнесе является диффузная структура отношений собственности, которая представляет собой гибридную (промежуточную) форму между рынком и фирмой. Предложена авторская типология предпринимателей, основанная на различных вариантах сочетания мотивации к ведению предпринимательской деятельности и уровня формализации последней. В результате выделены четыре идеальных типа предпринимателей — «звёзды», «не любящие рутины», «простаки» и «маргиналы». Два последних и являются основными акторами неформальной предпринимательской активности, ведущейся легально зарегистрированными фирмами, и полностью неформального предпринимательства.В статье даются некоторые практические рекомендации относительно возможностей сокращения неформальных предпринимательских практик, основанные в том числе на понимании различия между указанными идеальными типами предпринимателей.

Ключевые слова:

малое предпринимательство неформальная деятельность типология предпринимателей Россия лонгитюдное исследование качественные методы

Рубрики:

Экономическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: