Образ будущего России в массовом сознании: а может ли он реализоваться? Опыт сравнительного анализа



Яковлева М.Н.
Образ будущего России в массовом сознании: а может ли он реализоваться? Опыт сравнительного анализа // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. — М. : АО ВЦИОМ, 2017. — С.678-681.
ISBN 978-5-9063-4516-5

Размещена на сайте: 19.06.17

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Яковлева М.Н. Образ будущего России в массовом сознании: а может ли он реализоваться? Опыт сравнительного анализа // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. — М. : АО ВЦИОМ, 2017. — С.678-681.

Аннотация

Образ родной страны в массовом сознании — явление комплексное, отражающее как настоящее, так прошлое и будущее. Временной горизонт таких представлений связан с особенностями человеческой психики, которые позволяют представить себе только нечто относительно знакомое. В сравнительном эмпирическом исследовании оценивались представления россиян о будущем России через 10 лет. Сравнительный анализ данных за 2008 и 2016 гг. показал позитивные изменения образа России в массовом сознании как относительно сегодняшней ситуации, так и относительно будущего страны. Россияне стали оптимистичнее смотреть на положение России в мире, хотя в этой уверенности прослеживаются и определенные опасения, сможет ли страна удержать достигнутое. Представления о характеристиках государства, определяющих ситуацию внутри страны, также отражают положительную динамику. Наибольший оптимизм населения прослеживается относительно развития демократии в России. В целом динамика образа России в массовом сознании созвучна социокультурному коду россиян за исключением такого базового для них принципа жизнеустройства, как коллективизм. Вместо этого растет распространенность индивидуализма, что значительно превышает запросы населения.

Ключевые слова:

образ россии массовое сознание социокультурный код

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: