Репрезентация культурной травмы: музеефикация холокоста



Рождественская Е.Ю.
Репрезентация культурной травмы: музеефикация холокоста // Логос. 2017. № 5 (120). С. 87-114.
ISSN 0869-5377
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29772543

Размещена на сайте: 25.12.17

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Рождественская Е.Ю. Репрезентация культурной травмы: музеефикация холокоста // Логос. 2017. № 5 (120). С. 87-114.
Representation of Cultural Trauma: The Museification of the Holocaust // Logos. 2017. № 5 (120). P. 87-114.

Аннотация

В статье анализируется проблема репрезентации одной из сложнейших культурных травм ХХ века—холокоста—в различных еврейских музеях (Вашингтон, Берлин, Москва). Их подходы объединены общей задачей увековечения и назидания, но каждый музей решает ее по-своему, создавая собственную форму репрезентации, риторики и меру перформанса памяти о событиях еврейской истории. Концепции и экспозиции этих музеев погружены в контекст дискуссий о травме, ее принципиальной выразимости, медиатизации и визуализации. Исследовательское поле травмы содержит внутреннее противоречие, оперируя, с одной стороны, психоаналитической идеей невыразимости травмы (Теодор Адорно, Жан-Франсуа Лиотар, Шошана Фелман, Дори Лауб, Кэти Карут и др.), а с другой—представлением о ее глобализации и медиатизации (Вулф Канштайнер, Энн Каплан, Джеффри Александер, Андреас Хьюссен). Дискурс о холокосте глобализирован, но память конкретных жертв функционирует глокально, с учетом определенного локального контекста травматичного события. Как следствие, музефикация темы холокоста порождает разнообразное поле эстетических репрезентаций. В статье подчеркивается такая особенность еврейских музеев, как их нацеленность на чувственную работу с прошлым, призыв к обмену опытом и эмоциями в дополнение к рациональному познанию, приглашение к идентификации. В осуществленном сравнении становится очевидным, что современные музейные экспозиции и перформансы в разной степени провоцируют на идентификацию посетителя с коллективным субъектом истории через моделируемый опыт страдания других, что невозможно без разбуженных эмоций сочувствия и работы памяти. Но «нанесение» терапевтически моделируемой травмы через знакомство с опытом холокоста оправдывается далеко не в любом социально-политическом и культурном контекстах.

Ключевые слова:

культурная травма репрезентация холокост музей cultural trauma representation holocaust museum

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: