Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности



Вознесенская Е.Д.
Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности // Вопросы образования 2018. №1. C. 266-286.
ISSN 1814-9545 (Print); 2412-4354 (Online)
DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-266-286
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=34913962

Размещена на сайте: 30.05.18

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vo.hse.ru/2018--1/217579331.html (Дата обращения 30.05.2018)


Ссылка при цитировании:

Вознесенская Е.Д. Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности // Вопросы образования 2018. №1. C. 266-286. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-266-286.
Voznesenskaya E.D. Rural Schools: Between the Scylla of “Continuity” and the Charybdis of “Excessiveness”. Educational Studies Moscow, 2018, №1, 2018, pp. 266-286. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-266-286.

Аннотация

В статье в исторической ретроспективе рассматривается один из  ключевых конфликтов в  развитии сельского образования, который заключается в том, что распространение образования в сельской среде сопровождается отторжением молодежью сельского труда и ростом в ее среде «прогородских» ориентаций и практик. Как в  Российской империи конца XIX  в., так и  в  Советском Союзе и  постсоветской России предпринимались усилия, направленные на  удержание сельского населения по  месту его жительства, на  обеспечение «безотрывности» сельской молодежи от  сельскохозяйственной деятельности (в  терминах экспертного дискурса конца XIX в.). В кругах, определяющих образовательную политику в  Российской империи, причина отторжения молодежи от  сельского труда виделась в избыточности школьного образования относительно реальных потребностей сельского хозяйства. Избыточность, как правило, преодолевалась за счет снижения достигнутого уровня и объемов общего школьного образования в  пользу сельскохозяйственного обучения. Отголоски той же политики в иной трактовке характерны и  для советского, и для постсоветского периодов. Ключевой конфликт сельского образования не  находит конструктивного решения и  по  сей день. Рассчитывать на  преодоление этого противоречия можно лишь в  контексте формирующихся новых условий существования сельского универсума (АПК, дистанционное образование).

 

Ключевые слова:

сельская молодежь образование сельская школа отторжение сельского труда реструктуризация образовательная политика rural youth education rural schools restructuring rejection of rural labor education policy

Оглавление

Рубрики:

Социология образования
Социология села



Возможно, вам будут интересны другие публикации: