Социология как инструмент «педагогической разведки»



Андреев А.Л.
Социология как инструмент «педагогической разведки» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №5. С. 121-129.
ISSN 0869-3616
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=34933092

Размещена на сайте: 03.01.19

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1375 (дата обращения 03.01.2019)


Ссылка при цитировании:

Андреев А.Л. Социология как инструмент «педагогической разведки» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №5. С. 121-129.
Andreev, A.L. (2018). [Sociology as a Tool of “Pedagogical Intelligence”]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 121-129. (In Russ., abstract in Eng.

Аннотация

Статьяпосвящена вопросам развития гуманитарной составляющей высшего образования в России. Основная мысль статьи состоит в том, что для современного гуманитарного образования принципиально важно усиление его функциональных связей с перспективными социальными изменениями и социальными практиками. В связи с этим возрастает потребность в обязательномсистематическомсоциологическом сопровождении учебного процесса: социологическое исследованиевыступает каксвоеобразный инструмент «педагогической разведки», при помощи которого идентифицируются параметры содержательной корректировки гуманитарного образования и осуществляется диагностика его конечной социальной эффективности. Данный тезис иллюстрируется на примере такой изучаемой во всех российских вузах гуманитарной дисциплины, как история. В статье дается характеристикаскладывающейся в настоящее время социокультурной ситуации изучения и преподавания истории, которая осложнена не только снижением уровня исторических компетенций молодежи, но и дивергенцией исторических дискурсов, а также некоторыми методологическими установками постмодернизма, затрудняющимиустановление исторической правды. Обсуждается влияние этой ситуации на восприятие научных концепций исторического процесса, составляющих содержательную основу учебного процесса, на ход этого процесса и его результаты. В связи с этим отмечается роль социологических методовзондирования реального исторического самосознания, позволяющих учитывать состояние социетальной среды иосуществлять «настройку» исторического образования под потребности развивающегося социума. Выдвигается и обосновывается идея перехода к гибким, самокорректирующимся учебным программам, способным благодаря использованию социологического сопровождения оперативно реагировать на глубинные социокультурные тренды различного типа. Аргументация, приводимая в подтверждение этой точки зрения, использует данные, полученные входе социологических опросов, проводившихся в разное время в ведущих российских вузах. В заключение рассматриваютсясодержательные и организационно-методические аспекты модернизации преподавания истории в соответствии с высказанными в статье соображениями. В связи с этим высказано пожелание о достижении большей скоординированности учебных программ по гуманитарным дисциплинам.

Ключевые слова:

гуманитарное образование гуманитарные компетенции социология образования преподавание истории социальные тренды социокультурная ситуация education in humanities humanitarian competencies sociology of education history teaching social trends socio-cultural situation

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: