Социологический портрет самозанятых в современной России



Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Горина Т.И.
Социологический портрет самозанятых в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 821-836.
ISSN 2408-8897 (online); 2313-2272 (print)
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836

Размещена на сайте: 22.12.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/25213 (дата обращения 22.12.2020)


Ссылка при цитировании:

Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Горина Т.И. Социологический портрет самозанятых в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 821-836. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836.
Golenkova Z.T., Goliusova Yu.V., Gorina T.I. Contemporary Society: The Urgent Issues and Prospects for Development. RUDN Journal of Sociology, 2020, 20 (4), 821—836 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836.

Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития самозанятости в современном обществе: история отражения этого явления в юридических нормах и практиках; масштабы распространения неформальной занятости по данным статистики и социологических исследований; определения самозанятости в научной литературе. Под самозанятыми чаще всего понимаются работники, не состоящие в штате организаций, а самостоятельно реализующие произведенные личным трудом товары и услуги. Численность самозанятых в мире растет. В статье приведен алгоритм расчета показателя «потенциальный самозанятый» на примере вторичного анализа данных 27-й волны РМЭЗ (2018). Авторы делают вывод о разбросе показателей, обусловленном отсутствием единой методологии оценки неформальной занятости. Согласно официальным данным, численность самозанятых в России колеблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов, что запутывает исследователей, приступающих к изучению данного феномена. Основное внимание в статье сосредоточено на результатах исследования «Самозанятые: кто они?» (Москва, 2019). Объектом выступали не потенциальные, а реально самозанятые, отобранные в выборку по критерию рекламирования собственных услуг в Интернете. Методом сбора информации стало полуформализованное телефонное интервью. На основе полученных данных были сделаны выводы о мотивирующих и демотивирующих факторах самозанятости: независимости, свободе в планировании времени и действий, недоверии государству, отсутствии социальных гарантий, непредсказуемом законодательстве, несовершенной системе налогообложения. До сих пор статус самозанятого в России до конца не определен и часто замещает статус индивидуального предпринимателя в целях получения налоговых преференций.

Ключевые слова:

неформальная занятость самозанятость прекарная занятость налоги доверие предпринимательство нестандартная занятость informal employment self-employment precarious employment taxes trust entrepreneurship non-standard employment

Рубрики:

Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: