Положение на шкале доходов и его субъективное восприятие



Гимпельсон В.Е., Чернина Е.М.
Положение на шкале доходов и его субъективное восприятие // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. №2 (46). С. 30–56.
ISSN 2221-2264
DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-2
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43065709

Размещена на сайте: 08.01.20

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: http://journal.econorus.org/pdf/NEA-46.pdf (дата обращения 08.01.2021)


Ссылка при цитировании:

Гимпельсон В.Е., Чернина Е.М. Положение на шкале доходов и его субъективное восприятие // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. №2 (46). С. 30–56. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-2.
Gimpelson V.E., Chernina E.M. How we perceive our place in income distribution and how the perceptions deviate from reality. The Journal of the New Economic Association, 2020, No 2 (46), pp. 30–56. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-2.

Аннотация

Мы анализируем формирование субъективных представле-ний людей о том, как они видят свое место в распределении доходов, и то, как это восприятие отличается от места, зафиксированного с помощью объективных данных. Затем мы пытаемся объяснить эти смещения, уделяя особое внимание опыту мобильности, который есть у индивидов, и уровню их жизненного опти-мизма. В поисках ответов мы используем данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» за 2016 г. В этой волне мониторинга его респондентам задавался вопрос о том, к какому децилю доходного распределения они себя относят. Ответ на него мы сравниваем с фак-тическим децилем, в который попадает семья с данным уровнем душевого дохода. Как и многие предыдущие исследования, мы находим систематические смещения в представлениях людей: они склонны помещать себя в середину распределения и, как правило, воспринимают себя беднее, чем они есть на самом деле. Анализ показывает, что субъективное положение в распределении практически не зави-сит от объективной оценки динамики дохода. Наоборот, общий жизненный оптимизм и ощущение позитивных изменений в прошлом мотивируют респон-дентов помещать себя в более высокий доходный дециль.

Ключевые слова:

распределение доходов неравенство восприятие income distribution perceptions inequality

Рубрики:

Экономическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: