Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии



Дивисенко К.С., Исаева В.Б.
Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 117-135. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44261715

Размещена на сайте: 15.02.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2168/#s1 (дата обращения 15.02.2021)


Ссылка при цитировании:

Дивисенко К.С., Исаева В.Б. Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 117-135. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8 DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8.
Divisenko K.S., Isaeva V.B. Typology of Conversion to Western Buddhism from the perspective of the Concept of the Social Mechanism of Religious Conversion. Research Result, 2020, Vol. 6, No. 3, pp. 117-135. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8 DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8.

Аннотация

«Западный буддизм» как модернизированный вариант традиционного буддизма, представленный сообществами мирских последователей под духовным руководством лам, оказывается одной из наиболее быстро растущих религий мира. Буддийские общины западного образца сегодня можно обнаружить почти на всей территории Российской Федерации, в том числе и в традиционных буддийских регионах. Несмотря на имеющиеся работы, посвященные изучению различных аспектов западного буддизма, как в странах Запада, так и на постсоциалистическом пространстве, проблема социологического осмысления конверсии в буддизм в новых социокультурных условиях остаётся всё ещё малоизученной. Авторы дают характеристику процесса обращения в западный буддизм в контексте методологии аналитической социологии — через концептуальную модель социального механизма религиозной конверсии, позволяющую проследить вариативность этого процесса. В модель введены такие новые элементы как дифференцированные процессы социального исключения — культурного и структурного, а также материальная и духовная депривация. На материалах биографических интервью (n = 42, 2019 г.) с последователями буддизма Алмазного Пути школы Карма Кагью представлена характеристика типов религиозного изменения, в которой особое внимание уделено процессам рационализации. Выявлено, что процессы рационализации как типические способы осмысления изменений собственного мировоззрения, личной истории и жизни в целом играют ключевую роль в процессе религиозной конверсии. Показано, что рационализация выполняет также важную функцию в изменении оценки буддистами качества собственной жизни: когнитивный и эмоциональный стиль рационализации оказываются тесно связаны с различными аспектами субъективного благополучия: удовлетворенностью, осмысленностью жизни и с эмоциональным комфортом соответственно. Результаты исследования подтверждают релевантность применения подхода аналитической социологии для анализа процесса конверсии и для объяснения его вариативности.

Ключевые слова:

западный буддизм аналитическая социология социальный механизм религиозной конверсии эмоциональная рационализация когнитивная рационализация тип религиозной конверсии western buddhism analytical sociology social mechanism of religious conversion emotional rationalization cognitive rationalization type of religious conversion

Рубрики:

Социология религии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: