Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей



Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А.
Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 55–72.
ISSN 2312-9824; ISSN 2307-0331 (англоязычная версия)
DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4
EDN: LUBLQN
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48417888

Размещена на сайте: 24.06.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А. Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 55–72. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4 . EDN: LUBLQN.
Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Davletshina L.A. (2022). Demographic education in modern Russia: Mismatch between the needs and opportunities. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 15(2), 55–72. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4 DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4 .

Аннотация

Негативные тренды основных демографических процессов, усугубленные последствиями пандемии коронавируса, требуют не только активной демографической политики, но и вдумчивых, хорошо обоснованных управленческих решений. Это повышает требования к квалификации работников в сфере науки, образования и управленческих кадров в части понимания ими сложных и многофакторных демографических процессов. Следовательно, увеличивается и потребность в подготовке и переподготовке соответствуюших специалистов-демографов. Цель данной работы состоит в проведении оценки состояния демографического образования в России и возможностей его развития. В статье представлен обзор зарубежной и национальной учебной и научной практики в области демографического образования. Вьшвлено, что направление «Демография» входит в укрупненную группу «3. Социальные науки, бизнес и право», поэтому большинство учебных заведений реализуют образовательные программы в рамках направления «Социология», чаще это программы магистратуры. Научные учреждения как ориентируются на союз с учебными заведениями, комплексно выстраивая образовательно-научную траекторию (например, США), так и действуют автономно, отвечая на потребности государства и обшества (Франция, Германия). Изучена и отечественная практика реализации образовательного процесса по программе «Демография». Вьшвлено, что только три вуза ведут образовательную деятельность по данной программе. Однако научный и образовательный потенциал для подготовки специалистов-демографов с учетом «непрофильных» вузов и академических исследовательских организаций имеется и в столице, и в регионах. Тем не менее наличие лабораторий, специализирующихся на демографических исследованиях, доказывает востребованность демографических знаний в различных регионах России. Анализ педагогического состава кафедр подтвердил их высокий образовательный и научный потенциал. Ознакомление с деятельностью научных учреждений и подразделений при вузах свидетельствует о том, что в России ведется активная научная и исследовательская работа по направлению «Демография». Проведенный анализ показал, что в современной России вопросы стандартизации данного направления трудовой деятельности и образования проработаны пока не в полной мере. Обоснована система последовательных этапов разработки образовательного стандарта по направлению «Демография» и утверждения профессионального стандарта «Демограф».

Ключевые слова:

демограф рынок труда образование системный подход профессиональный стандарт образовательный стандарт многоуровневая система образования отечественный опыт зарубежный опыт demograph labor market education systemic approach professional standard educational standard multi-level system of education domestic experience foreign experience

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)