Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей



Мчедлова М.М., Гузельбаева Г.Я.
Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 173—194.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2286

Размещена на сайте: 11.01.23

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/issue/view/139/74 (дата обращения 11.01.2023)


Ссылка при цитировании:

Мчедлова М.М., Гузельбаева Г.Я. Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 173—194. DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2286.
Mchedlova M.M., Guzelbaeva G.Y. (2022) Impact of the Pandemic on the Perception of the Professional Role of Doctor Among Medical Students. Monitoring of Pub lic Opi ni on: Eco no mic and So cial Chan ges. No. 6. P. 173–194. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2286. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2286.

Аннотация

Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в представления о состоянии и функционировании системы современного здравоохранения многих стран. Вопросы соотношения рационализации и коммерциализации  медицинской  сферы,  с  одной  стороны,  и  требований  бескорыстной  помощи  и  морального  отклика  от  врачей,  с  другой,  стали  не  просто  предметом  общественных  дискуссий,  а настоящим вызовом медицинскому сообществу. В особой ситуации оказа-лись студенты медицинских специальностей, ощутив перекрестное воздействие  двух  причинных  комплексов:  трансформации  в  образовательном процессе и тяжелой ноши социальной и личной ответственности при мобилизации медицинской сферы.Статья посвящена ряду проблем: реакции на экстренную мобилизацию для борьбы с COVID-19; применению новых технологий в медицинском образовании  и  клинической  практике;  транс-формации  смыслов  профессиональной роли врача у студентов- медиков; нравственной  стороне  профессии  и субъективным смыслам, вкладываемым в профессию; воздействию религиозного фактора и востребованности волонтерской деятельности студентов- медиков. Работа основана на данных социологического исследования смешанного дизайна: репрезентативный опрос студентов медицинских факультетов Казани и Москвы (N = 2084),  12 экспертных интервью с ординаторами, преподавателями и врачами, две фокус- группы  со  студентами- медиками, февраль-май 2022 г. Во  время  пандемии  стала  очевидной  неприемлемость  удаленных  методов  обучения для медицинского образования, поскольку оно связано с обучением в клинических условиях. Студентам и  преподавателям  пришлось  адаптироваться  к  экстренному  внедрению  дистанционного  обучения  и  методов  лечения,  использованию  цифровых  форм и инструментов. Студенты-медики оказались в сложной ситуации смещения традиционных смыслов профессии врача: пандемия породила неоднозначность  выбора  между  нравственными  задачами  и  рациональной  выгодой;  акцентировала  недостатки  и  выгоды  цифрового  образования;  высветила  неспособность коммерциализированной медицины справляться с вызовами пандемии. Опыт участия студентов в волонтерском движении «Волонтеры-медики» стал востребованным в работе с ковид- пациентами.  Предварительный практический опыт оказания медицинской  помощи  выявлен  как  основной  параметр позитивного отклика на призыв к работе «красных зон». У студентов- медиков зафиксировано полярное отношение к экстренной мобилизации для борьбы с COVID-19. Сложная эпидемиологическая ситуация обусловила повышение  престижа  медицинской  профессии, но в то же время обострила ее морально- нравственную нагруженность, в том числе повысила требовательность пациентов к эмоциональной включенности медиков.

Ключевые слова:

пандемия COVID-19 высшее образование студенты-медики медицинское образование дистанционное образование профессиональные роли социальное служение волонтерство клятва врача религиозная идентичность волонтерское движение медиков COVID-19 pandemic higher education medical students medical education distance education profes-sional roles, social service volunteering doctors oath religious identity religious consciousness medical volunteering

Рубрики:

Социология профессий и профессиональных групп
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)