В учебнике осуществлен принципиально новый подход к изложению проблем социологии управления – в его основу положен алгоритм принятия управленческого решения, который начинается с постановки цели (предвидение, прогнозирование), затем реализуется в методах (планирование, проектирование, программирование) и завершается организационной работой (социальные технологии, в том числе социальный эксперимент, концептуальные требования по управлению организацией). Так как эта форма управления направлена на решение социальных проблем, отдельно выделяется и подробно анализируется процесс управления человеческими ресурсами (стиль управления, участие в управлении, побуждение к творчеству, социально-психологические отношения).
Во всех разделах учебника показано отличие социологии управления от социологии менеджмента, являющегося своеобразной «инструкцией», пособием для решения прикладных задач, в то время как социология управления нацелена на обобщающие, концептуальные принципы, необходимые для применения во всех без исключения организациях и вне зависимости от конкретных ситуаций.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей социологии, а также других (смежных) социальных дисциплин, для всех интересующихся социальными проблемами управления.
Содержание
Предисловие . 12
Раздел I
Эволюция теории и практ ики управления
Глава 1. Г енезис концепций и теорий управления . 16
1.1. Предтечи идей управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.2. Генезис научных идей управления. . 18
1.3. Российская школа управления . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Предмет и структура социологии управления. . . . . . . . . . . . 33
2.1. Содержание социологии управления. . . . . 33
2.2. Предмет социологии управления. . . . . . . . . . 39
2.3. Основные направления управления общественным развитием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Раздел II
Управленческ ий цикл
Глава 3. С оциальное предвидение . . . . . . . . 54
3.1. Сущность социального предвидения. . . 55
3.2. Методы социального предвидения. . . . . . . . . . . . . . 59
3.3. Роль интуиции в социальном предвидении. . 62
Глава 4. С оциальное прогнозирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
4.1. Сущность социального прогнозирования . . . . . . . . . . 67
4.2. Алгоритм и методы социального прогнозирования . . . . 73
4.3. Эффективность социальных прогнозов . . . . . . . . . . . 82
Глава 5. С оциальное планирование . . . . . . . . . . . . . 87
5.1. История возникновения социального планирования . . 87
5.2. Сущность социального планирования . . . . . . . 90
5.3. Формы и методы социального планирования. . . 94
5.4. Показатели и нормативы социального планирования. . . 98
Глава 6. С оциальное проектирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
6.1. Сущность социального проектирования. . 104
6.2. О методологии социального проектирования. . 107
6.3. Методы и этапы социального проектирования . . 109
6.4. Виды социального проектирования . . . . . . . . . . . . 113
6.5. Действенность социальных проектов . . . . . . . . . . . 116
Глава 7. Социальное программ ирование. . . . . . . . . . . 119
7.1. Социальная проблема как объект программирования. . 119
7.2. Сущность и специфика социального программирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
7.3. Формы и методы социального программирования. . 125
7.4. Алгоритм социального программирования . . 131
Глава 8. Социальные технологии. . . . . . . . . 136
8.1. Что такое социальная технология . . . . . . . . . . . . . 136
8.2. Формы, виды и этапы социальных технологий. . . . . 142
8.3. Технологическая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
8.4. Социальный эксперимент. . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Глава 9. Социология организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
9.1. Социология организаций как специфическаяn управленческая концепция. . . . . . . . . . . . . . . . . 158
9.2. Природа и строение организации. . . . . . . 161
9.3. Основные и ситуационные методологии управления организацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
9.4. Внешнее организационное окружение как важнейшее условие функционирования и развития организаций . . . 168
Раздел III
Человеческ ий факт ор управления
Глава 10. Г енезис идей о человеческих ресурсах управления. . . 176
10.1. Сущность и содержание управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . 177
10.2. Субъект деятельности в сфере УЧР. . . 182
10.3. Пути совершенствования управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Глава 11. С тиль управления . . . . . . . . . . . 192
11.1. Теория личностных черт. . . . . . . . . . . . . 192
11.2. Бихевиористский (поведенческий) подход. . 199
11.3. Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
11.4. Российская школа моделей управления . . 210
11.5. Современные теории стилей управления. . 214
Глава 12. У частие (соучастие) в управлении. . . 220
12.1. Предтечи идей и практики участия в управлении . . . 220
12.2. Соучастие в управлении (патисипативное управление) . . . . . . . . . . . . . . 225
12.3. Социальное партнерство – феномен современных трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Глава 13. У правление творческим потенциалом . . . . . 241
13.1. Что такое творчество и его особенности в производственных организациях . . . . . . . 241
13.2. Этапы, типы, формы и фазы творческого труда . . . 249
13.3. Методы организации творческого процесса . . 254
13.4. Перспективы развития творчества в организациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Глава 14. С оциально-психологические ресурсы организации. . 264
14.1. Социально-психологические отношения: от эксперимента до теории . . . . . . . 265
14.2. Межличностные отношения в первичной организации. . . . . . . . . . 269
14.3. Непосредственный руководитель и подчиненный: социально-психологические резервы. . . . . . . . . . 275
14.4. Звено «работник – администрация» в структуре взаимоотношений в организации. . 279
Библиографический указатель . 286