Автор в концентрированной форме излагает суть творчества ведущих представителей мировой социологической мысли, начиная от основания социологии Огюстом Контом и заканчивая эпохой конца «больших» теории, ассоциируемой с именем Толкота Парсонса. Особое внимание уделено тому, чтобы у читателя сложилось целостное представление о динамике социологической науки, обусловленной ускоряющимся, а главное усложняющимся развитием социума.
Изложение социологического знания осуществляется через призму сравнения не только теоретико-методологического инструментария, но и особенностей социологического мышления и социологического воображения рассматриваемых ученых, что апеллирует к активной позиции студента, предполагает развитие творчески-критического отношения к социальному знанию. Практическая польза от подобной подачи материала заключается в ориентации читателей на комплексное и одновременно избирательное использование различных теорий, их методологического инструментария, учит на этой основе принятию более гибких жизненных, политических и управленческих решений.
Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, кто интересуется проблемами развития социального знания, его валидности в контексте усложняющихся процессов социальной и культурной динамики.
Введение ……………………………………………………………………8
Глава 1. Возникновение социологии как науки……………………11
1.1 Здравый смысл и социология
1.2 Исторические и научные предпосылки возникновения социологии..
1.3 Место социологии в познании социальной действительности…
Семинар «Исторические и научные предпосылки возникновения социологии»
Литература
Глава 2. Социологическая теория и социологическое воображение..22
2.1 Социология как наука, её структура
2.2 Социологические парадигмы
2.3. Ч.Р. Миллс: обоснование социологического воображения
2.4 Единство социологического мышления, теоретизирования и воображения
Дискуссия «Всемирная культура инновационного мышления»…………
Литература……………………………………………………
Глава 3. Зарождение позитивистской метапарадигмы…………………..52
3.1 О. Конт: обоснование «объективных» законов общественного развития
3.2 Г. Спенсер: структурно-функциональная эволюция общества
3.3 Х. Мартинеу: «прародительница» социологии феминистская социальная критика
Семинар «Теоретико-методологический инструментарий позитивистской социологии»……………………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………
Глава 4. Первые российские социологи: поиски факторов общественного прогресса…………………………………………………….75
4.1 Интеллектуальный контекст социологии в России XIX – начала ХХ веков
4.2 Н.К. Михайловский: обоснование субъективной социологии
4.3 Л.И. Петражицкий: создание эмоциональной социологии
4.4 М.М. Ковалевский: многофакторный подход к анализу общества
4.5 П.А. Кропоткин: взаимная помощь как принцип организации общественной жизни
4.6 А.С. Звоницкая: исследование социальных связей
Круглый стол «Общественный прогресс: его видение вчера и сегодня»………………
Литература………………………………………………
Глава 5. Структурный функционализм Э. Дюркгейма……………105
5.1 Институционализация социологии
5.2 Динамика ценностей и идеалов: взаимодействие идеального и реального
5.3 Влияние разделения труда на общественное развитие
5.4 Анормальное разделение труда
5.5 Применение принципов «социологизма» к исследованию права: кейс-стади
Семинар «Социологизм Э. Дюркгейма»…………………………………….
Литература………………………………………………………
Глава 6. Диалектико-материалистическая социология К. Маркса и Ф. Энгельса……………………………………………………………………124
6.1 Концепция отчуждения
6.2 Диалектико-материалистическая социология, её предмет и методы
6.3 Противоречия и конфликты
6.4 Власть, обращенная к человеку: кейс-стади
Семинар «Марксистская социология»,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Глава 7. Марксистская социология после К. Маркса (конец XIX – начало ХХ века)…………………………………………………………….144
7.1 Г.В. Плеханов: детерминированность субъективности материальными факторами
7.2 В.И. Ленин: применение марксистского подхода к анализу империализма
7.3 Д. Лукач: сознание, способствующее активному созиданию
7.4 А. Грамши: диалектика субъективного и объективного факторов
7.5 Ш. Гилман: феминистский подход к «сексо-экономическому порядку»
Семинар «Постмарксистская социология (конец XIX – начало ХХ века)»………..
Литература……………………………………………………………………..
Глава 8. «Понимающая» социология М. Вебера: зарождение интерпретивной метапарадигмы…………………………………161
8.1 Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской интерпретивной парадигмы
8.2 Предмет и методы «понимающей» социологии
8.3 Рациональность и иррациональность
8.4 Перспективы рационализации власти в России: изучение случая
Семинар «М. Вебер - основоположник “понимающей” социологии»………..
Литература………………………………………………….
Глава 9. Формально-релятивистская социология Г. Зиммеля………..189
9.1 Теоретико-методологические основания
9.2 Социальное взаимодействие
9.3 Социология культуры
Дискуссия «Российское общество через призму инновационной социологии Г. Зиммеля»…
Литература…………………………….
Глава 10. Социальный психоанализ З. Фрейда…………………………210
10.1 Структура личности, её социальные действия
10.2 Масса: коллективное бессознательное и сознательное
10.3 Роль культуры в человеческих отношениях
10.4 Инфантильное и интеллектуализированное поведение
10.5 Социальный психоанализ о роли бессознательного и деструктивного факторов в политике: кейс-стади
Семинар «З. Фрейд: единство разума и страсти в деятельности людей»
Литература
Глава 11. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера…………………………………………………………………..234
11.1 Дж. Мид – основоположник парадигмы символического интеракционизма
11.2 Ч. Кули: теория «зеркального Я»
11.3 Г. Блумер: символы и коллективное поведение
Семинар «Теоретико-методологический инструментарий символического интеракционизма»………………………………………….
Литература…………………………………………………
Глава 12. А. Шютц – основоположник феноменологической социологии………….26112.1 Идейно-теоретические истоки
12.2 Феноменологическая парадигма: предмет и методы
12.3 Концепция дома12.4 «Мы» и «Они» в российском обществе: кейс-стади
Семинар «Феноменологическая социология А. Шютца»……………………………
Литература……………………………………….
Глава 13. К. Маннгейм: институционализация социологии знания…277
13.1 Предмет и методы социологии знания
13.2 Идеология и утопия
13.3 Новые подходы к рациональности
13.4 Социальная технология
Семинар «К. Маннгейм: социология знания»…………………
Литература……………………………………
Глава 14. Теории социального обмена…………………………………….293
14.1 Б. Скиннер: формирование теоретико-эмпирических оснований
14.2 Дж. Хоманс: психологические подходы к социальному обмену
14.3 П. Блау: применение теории социального обмена к формальным организациям
Семинар «Идеи об управлении поведением: теории социального обмена»………
Литература…………….
Глава 15. Социология П. Сорокина: зарождение интегральной метапарадигмы…………………………………………………………..309
15.1 Человек как «удивительное интегральное существо»
15.2 Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ
15.3 Социальная стратификация и мобильность, теоремы флуктуации
15.4 Социология революции
15.5 Природа кризисов человеческой цивилизации
15.6 Реформирование общества в условиях кризиса
Круглый стол «Интегральная социология П.А. Сорокина и российская современность»…..
Литература………………………………
Глава 16. Т. Парсонс: создание cтруктурно-функциональной теории на основе интегрального подхода……………………………………..335
16.1 Теория социального действия
16.2 Теория социальной системы
16.3 Общественный порядок и факторы его обеспечивающие: кейс-стади
Семинар «Структурно-функциональная теория Т. Парсонса»……………
Литература……………………………………………
Учебно-тематический план курса ……………………………………………………….355
Примерная тематика письменных работ…………………………………357
Примерный перечень вопросов к экзамену……………….360
Основные термины и выражения по курсу…………..363
Энциклопедии, словари, информационно-справочная социологическая литература………..379
Именной указатель…………………………………………………….385